Крым: двойная ответственность
Крым: двойная ответственность
25 марта 2016 - 14:06
Крым: двойная ответственность 25 марта 2016 - 14:06
Сергей Мальгавко

 

Сергей Аксёнов предложил вариант спасения федеральной целевой программы развития Крыма 
На этой неделе Глава РК Сергей Аксёнов заявил о том, что два ведомства не могут одновременно нести ответственность за реализацию федеральной целевой программы по развитию Крыма до 2020 года – уже давно должен был быть чётко определён единый орган… Теперешняя ситуация доказала, что двойное управление не проходит без ущерба… для бюджетного процесса.
Были бы деньги, а Крым освоит. Фото: euromag.ru.

ФЦП: попытка № 2 

Похоже, республика подошла к точке, где приходится выбирать: или/или. В науке это называется «точка бифуркации» – когда система должна сделать выбор, чтобы определить путь развития – успешный или, как часто бывает, показушный.

Самый простой фольклорный пример бифуркации – витязь на распутье. А пример геополитический – родной Крым, который прошёл первую точку бифуркации, сделав выбор на референдуме в марте 2014‑го.

Все помнят, что в прошлом году по ФЦП Крым для развития региона должен был освоить 15 миллиардов рублей.

Но поскольку этого не случилось, некоторые федеральные чиновники поставили под сомнение качество работы крымских властей. В СМИ даже прошла информация, будто Минэкономразвития и Минфину поручили разработать предложения об их наказании.

Этого не произошло, видимо, потому, что и упомянутые ведомства тоже находятся в списке ответственных за реализацию ФЦП в Крыму.

Трудно не вспомнить о том, что ещё в 2015 году Крым направил документы по 174 объектам программы для согласования во все федеральные органы власти. На тот момент вопросами реализации ФЦП занималось Министерство по делам Крыма, которое, утвердив всю необходимую документацию, почти сразу же было упразднено. Дальше вся документация несколько месяцев передавалась в Минэкономразвития (МЭР) – главному распорядителю бюджетных средств. При этом документы, согласованные Совмином РК и тем же Минэкономразвития, проходят согласовательные процедуры по второму кругу, а это опять затянуло сроки. В результате ни один из объектов, требующих финансирования, как сказал Сергей Аксёнов в декабре, не был утверждён Минэкономразвития России. Как результат – отсутствие траншей из казначейства в связи с неподписанием допсоглашения.

Сергей Аксёнов:

– Сколько мы ещё будем перепроверять документы, которые в ваших федеральных органах, включая Минэкономразвития, а летом Министерство по делам Крыма согласовало? Все подписи должностных лиц есть. На что коллеги отвечают: одно дело – мы просто были в режиме согласования, а другое дело – нести уголовную ответственность, теперь мы всё будем перепроверять.

Как уточнял глава региона, ни в уже ликвидированном Министерстве по делам Крыма, ни в Минэкономразвития (после ликвидации Минкрыма) не смогли проверить правильность поступивших документов.

В результате из-за неосвоения средств ФЦП в конце года даже было начато служебное расследование с привлечением властей Крыма и Севастополя, а также Министерства финансов и Министерства экономического развития РФ.

Понятно, что ситуация с неполным освоением средств по федеральным целевым программам существует не только в Крыму, но и в других субъектах РФ. Однако Крым сегодня один из показательных проектов в масштабах России. И успех его развития слишком много значит для имиджа РФ.

Коллективная безответственность 

Однако что касается Крыма – проблема на поверхности. Причём открыто о ней Сергей Аксёнов заявлял ещё осенью 2015 в письме вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку, когда стало очевидно, что между ведомствами отсутствует координация для исполнения ФЦП в установленный срок. В нём глава Крыма просит правительство определиться, кто именно должен быть ответственным (то есть государственным заказчиком) за реализацию Федеральной целевой программы «Развитие Крыма и Севастополя до 2020 года»: либо Совет министров Крыма, либо Мин­экономразвития РФ. Если этого не сделать, то сроки выполнения ФЦП окажутся под вопросом.

Как понимает читатель, в случаях, когда нет конкретного исполнителя, ответственного, всегда срабатывает принцип «у семи нянек дитя без глаза». Однако на своё рацпредложение глава республики ответ так и не получил.

Глава региона возмущён, что сейчас чиновники Минэкономразвития, которое занимается всей работой по ФЦП, утверждают, что крымские специалисты «не могут квалифицированно подготовить документы». В Совмине РК с такой постановкой вопроса не согласны в корне. Органы власти РФ должны взять под полный контроль выполнение Федеральной целевой программы «Развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года», раз они критикуют уровень подготовки крымских специалистов, считает глава Крыма.

Сергей Аксёнов:

– Считаем, что наличие двух ответственных за реализацию ФЦП органов власти ведёт к разбалансированию действий по её реализации. Я знаю, ответственность у нас ровно пополам – как наши делают ошибки, так и там такие же, одинаково, никакой разницы нет. Я… настроен на результат, а не на процесс. Можем ещё дальше гонять друг другу бумаги, обвинять… Результата не будет. Но, к сожалению, воз и ныне там, у нас коллективная безответственность.

В «крымской ссылке» 

Косвенно подтвердил эту версию корреспонденту «Крымской газеты» министр экономического развития России Алексей Улюкаев на деловом завтраке в «Российской газете». Он уточнил, что крайне низкий уровень реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года» в 2015 году связан с задержкой финансирования работ из федерального центра.

Алексей Улюкаев:

– Не успели освоить, потому что поздно передали деньги, а поздно передали, потому что корректировали ФЦП. А её корректировали, потому что по объектовкам были несовпадения. Очень много чего было.

Совмин Крыма давно, но безуспешно предлагает сделать одного ответственного за ФЦП ради того, чтобы избежать дикой неразберихи и бюрократических проволочек.

Вспомним, что даже президенту Путину надоело разбираться в хитросплетениях отговорок многочисленных чиновников, причастных к проектам в Крыму. Когда неделю назад Владимир Путин проводил осмотр строящегося моста в республику, он заявил федеральным и республиканским чиновникам: «Я устал звонить по членам правительства, а также в Республику Крым, пытаясь найти ответственного за стройку».

Примечательно, что федеральные чиновники не так активно отстаивают своё право на ответственность, как это делает Глава Республики Крым.

Напомним, ответное рацпредложение Минэкономразвития свелось не к разделению ответственности, а к созданию дополнительной дирекции по управлению ФЦП. По мнению министра, это может снять множество вопросов, улучшить координацию между ведомствами. Некоммерческая организация «Дирекция по управлению Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» была создана уже в январе 2016 года.

Алексей Улюкаев:

– Люди, которые будут федеральными чиновниками, будут сидеть непосредственно в Симферополе. Сейчас мы формируем штаб.

К сожалению, при известном нежелании чиновников‑федералов работать, образно говоря, в «крымской ссылке», думается, что такой вариант выездной работы – не лучший выход из тупиковой ситуации.