Красиво шить не запретишь
Красиво шить не запретишь
25 февраля 2015 - 17:04
Красиво шить не запретишь 25 февраля 2015 - 17:04
Анна Зимина

Парижский шик из позапрошлого века демонстрируют в Воронцовском дворце. Оказывается, и мы это носим

 

Почему парижская мода вот уже третий век считается символом изящества, хорошего вкуса? Чем отличается парижская мода от французской? Что носили наши прапрабабушки? А может быть, что-то из их нарядов мы носим и сейчас? Масса вопросов возникает на выставке парижской моды, открывшейся в Алупкинском дворце.

Выставка «Женская красота сквозь века. Парижская мода XIX – начала XX века» уникальна: впервые крымчане могут увидеть наряды своих далеких предков.

Для выставки набралось чуть более 60 экспонатов – гравюры, литографии, художественные портреты, предметы быта, посвященные женской моде того времени. На помощь пришел и подмосковный музей-усадьба «Архангельское», откуда доставили копии графических рисунков из популярного журнала XIX века «Новая библиотека для дам». 

Прическа, обувь, головной убор, косметика и различные аксессуары: перчатки, сумка, пояс, ювелирные украшения. То, какими они были, можно проследить по портретам: художники добросовестно изображали малейшие детали. 

Углубляясь в историю моды, видишь много параллелей с современностью. В середине XIX века тон в моде задавал парижский дом моделей Couture. Это были модели для высших слоев общества, для элиты. «Прямо из Парижа» выписать одежду могли позволить себе только очень богатые женщины. А наши модистки (мастерицы по пошиву шляпок, белья и одежды) всеми правдами и неправдами добывали выкройки, чтобы не отставать от французской моды.

Кринолины (платья на жестких обручах с кучей нижних юбок) еще с 30-х годов очень нравились женщинам Франции и всей Европы, а также далекой  Америки. И, конечно же, России. Фигура в них выглядит особо женственной.  

В 70-80-х годах позапрошлого века центрами моды были салоны, где собирались сливки общества. Во времена позитивизма светские львицы демонстрировали драгоценности, щеголяли стоимостью убранства, богатством одежды. В моду вошло слово «шик». Тогда же модными стали высокие стройные фигуры и талии в 55 сантиметров.

Дамы носили турнюры. Это специальная подушечка, которую накладывали на «пятую точку», потому и такое платье называли турнюром.

На рубеже XIX и XX веков мода упростилась. Одна из причин – спорт, им стали заниматься женщины всех слоев. В моду вошли велосипед, верховая езда, крокет, теннис, плавание. В обиход – юбки с блузками, костюмы с жакетами, пальто, купальные костюмы. А «львицы» подчеркивали свое богатство с помощью пышной одежды. 

Появились платья в форме латинской буквы S. Верхняя часть наклонена вперед (голубиная грудь), живот втянут, а нижняя часть сильно выдается. Для этого использовали специальные корсеты. Кстати, врачи, в том числе Антон Чехов,  протестовали против такой одежды.

Мы и сейчас носим черные чулки (мода 70-х годов XIX века), нижнее белье с кружевами и вышивкой, нижние юбки, домашнюю одежду – пеньюары, матине, которые вошли в моду века назад. 

Многое знакомо и в прическах: локоны, начесы, шиньоны, парики, накладные волосы (ранее их пришпиливали, сейчас наращивают от корня).

В общем, все в той или иной форме повторяется, и выставка это демонстрирует. Продлится она до лета. По сообщению директора Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Александра Балинченко, это первый совместный проект с музеем-усадьбой «Архангельское». Сотрудничество будет продолжено. Также ведутся переговоры с государственными музеями Санкт-Петербурга – Эрмитажем и Русским музеем.

Фото: портрет дамы предоставлен Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником