Котики, ваниль и чертовщина: в Симферополе открылась выставка Никаса Сафронова (ФОТО)
Котики, ваниль и чертовщина: в Симферополе открылась выставка Никаса Сафронова (ФОТО)
02 октября 2019 - 10:19
Котики, ваниль и чертовщина: в Симферополе открылась выставка Никаса Сафронова (ФОТО) 02 октября 2019 - 10:19
Елена Киреева

«Крымская газета» посмотрела и поразмышляла на тему радости и коммерции, что могут сделать все желающие до 10 ноября.
Фото автора

В двух залах Симферопольского художественного музея, где расположились работы Никаса Сафронова, то и дело предупреждающе включается сигнализация — зрители слишком близко подходят к картинам, чтобы рассмотреть их поближе или сфотографироваться на их фоне. Разумеется, смотрители то и дело предупредительно гоняют возбуждённых посетителей.

Ещё в залах нет привычной тишины, люди постоянно переговариваются, делятся впечатлениями, обсуждая самые различные аспекты творчества художника. Разговоры идут и о мистике, и о тщеславии, и о неповторимом мастерстве, и о прибыли, которую приносят автору его полотна. В таких обсуждениях нет обычных односложных высказываний по типу «нравится — не нравится». Всё-таки Никас Сафронов фигура неоднозначная, а блистательный живописец в нём хорошо сочетается с коммерчески успешным человеком.

Поэтому и отзывы слышатся абсолютно разные: от экзальтации до некоторой разочарованности. Но чего не отнять — произведения Никаса Сафронова обладают мощной силой, они заставляют людей приближаться к ним и заводить разговоры с другими посетителями, будто бы в словах стороннего человека можно обрести какую-то опору.

Картины, представленные на выставке «Осень впечатлений», действительно сбивают с ритма.  Портреты знаменитостей — Клинта Иствуда, Виктора Сухорукова, Дэвида Боуи, Настасьи Кински, соседствуют картинами с романтическим сюжетом весенних, летних грёз и сновидений автора. Когда на секундочку покажется, что приспособился к его творческой манере, то художник огорошит безукоризненно выписанным архитектурным пейзажем, в который добавит какую-то сюрреалистическую чертовщинку. Насладился портретами современников, будь добр оцени парадные портреты котиков в облачении дворян XVI-XVIII веков. Показались слишком экзотичными и ванильными картины в стиле дрим-вижн, который Никас Сафронов изобрёл сам, совмещая лучшие образцы классического искусства с причудливыми видениями, тогда углубись настоящую экзотику с загадками Нефертити, кораблями пустыни, видами восточных городов. Все 60 картин, которые выставлены в Симферопольском художественном музее, задерживают, цепляют, удивляют, стремятся закружить голову.

Конечно, способность с такой лёгкостью переключаться с одной темы на другую, с такой уверенностью перемешивать места и эпохи, признак большого мастера. Найдутся  и возражения, что в подобном умении нет ничего неординарного — многие художники могут с подобной скрупулёзностью работать на своими произведениями. В общем, просто имя раскрученное. Тем не менее, если отбросить пиар, известность, шумиху в информационных изданиях, которые уделяют больше внимания светской жизни, чем непосредственно искусству, то в остатке всё равно остаётся большой мастер. Причём не в тени, а в сиянии этих весенних и летних картин, в ласкающем лёгком визионерстве, в ненавязчивой игре с классиками, например, с тем же Ван Гогом.

Несомненно, искусство Никаса Сафронова предназначено для салонов, оно приносит радость созерцания, безоблачно, приятно и аристократично по своей сути. Но испытывая наслаждение, тебе некогда задумываться о глубоких и серьёзных вещах повседневной жизни.  Однотонность этого наслаждения несколько смущает. Даже единственная картина, соотносящаяся с полуостровом «Летняя идиллия или Воспоминания о Крыме» 2015 года, по воздушности напоминает бизе: павлин, райские кущи, дама в платье из прошлого века, гуляющая по морской набережной. Сплошной эскапизм.

Но если вспомнить о коммерческой составляющей современного искусство, то зритель покидает выставку Никаса Сафронова тоже обогащённым, но не деньгами, конечно, а всем увиденным и постигнутым.

 

Из интервью «Правде.Ру» Никаса Сафронова:

— В формуле успеха у меня три-четыре составляющих. Прежде всего, высокий профессионализм. Затем обязательность: пообещал — выполни, потому что, если не успел к 20 числу, когда просили, то 21-го бывает уже не нужно. И духовность важна, когда ты на всё смотришь позитивно. Так как человек, который брюзжит, ругает всех, вызывает неприятие.

Ты будешь жить в гармонии, если у тебя будет правильный подход к жизни и творчеству. Поэтому духовность необходима. Я занимаюсь благотворительностью. Это тоже, наверное, поддерживает и дает мне возможность чувствовать, что я делаю все правильно.

 

Стоимость:

Цена билета без льгот: 350 рублей.

Цена сувенирной продукции: магниты — 150 рублей, репродукции от 1,5 до 4 тысяч.

 

Почем искусство

Картины Никаса Сафронова на выставке «Осень впечатлений» доступны для продажи. «Крымская газета» обратилась к арт-директору художника Наталье Христенко, чтобы узнать, по карману ли такое высокое искусство для нашей редакции. Естественно, наш интерес вызвала светлое и нежное произведение «Летняя идиллия или Воспоминания о Крыме». Как выяснилось, её стоимость составляет — 2,5 миллиона рублей. Диапазон цен на произведения художника составляет от 1 до 8 миллионов рублей.

— Коллекционеры крымские звонили, пока ещё никто не купил, но прицениваются, смотрят. Звонки из Крыма есть, — сообщила Наталья Христенко.

Покупка происходит исходя из пожеланий заказчика: кто-то может забрать картину сразу же на выставке, кто-то после неё.

Мы также спросили, есть ли возможность Симферопольскому художественному музею получить какой-нибудь шедевр Никаса Сафронова в дар. Шанс существует — музеям он периодически дарит произведения, но по личным договорённостям.

Не исключается, что известный художник посетит Крым, однако сейчас его присутствие требуется в Москве.