Короткую, но яркую жизнь прожил лётчик Михаил Мальченко
Короткую, но яркую жизнь прожил лётчик Михаил Мальченко
22 января 2020 - 16:03
Короткую, но яркую жизнь прожил лётчик Михаил Мальченко 22 января 2020 - 16:03
Никита Петров

75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне – повод не только вспомнить о событиях, но и о людях, которые в жестоких боях эту самую Победу добывали.

С мечтой о небе

Михаил Павлович Мальченко родился в 1921 г. не в Крыму, но совсем рядом с полуостровом – в селе Чаплинка Херсонской области. Окончил семь классов школы и поступил в железнодорожное училище. С 18 лет занимался в аэроклубе. В 1941 г., когда началась война, Михаил был призван на службу в рабоче-крестьянскую Красную армию.

В авиацию не попал – оказался на флоте. Но мечта о небе не оставляла, и он упорно заваливал начальство рапортами о направлении в авиационное училище.

И мечта сбылась. Началась учёба: время было военное, готовили быстро. После окончания училища его ждал фронт. Боевую службу начал в 1943 г. в полку ночных бомбардировщиков. Летал на лёгком «ночнике» По-2. На нём «довоевал» до освобождения Крыма, в небе которого совершил 74 боевых вылетов в 1944 г.

 

Сменил на «Летающий танк»

А после получил назначение на курсы лётчиков-штурмовиков, сменил «небесный тихоход» По-2 на штурмовик Ил-2. Эта машина заслуженно получила у гитлеровцев прозвище «Чёрная смерть», а у советских солдат – «Летающий танк».

С первых же боевых вылетов на Ил-2 Михаил Мальченко показал себя умелым лётчиком. Сказался опыт, накопленный на По-2. Боевая работа на штурмовике соответствовала характеру лётчика. Мощное оружие позволяло атаковать наземные цели реактивными снарядами, пушкой, пулемётами, уничтожать танки противотанковыми авиабомбами, подавлять зенитную артиллерию, наносить удары по колоннам. За успешные боевые действия при прорыве немецкой обороны под Витебском Михаил Мальченко был награждён орденом Славы 3-й ст.

Путь к Победе не был лёгким. В конце лета 1944 г. враг упорно сопротивлялся. Продвижению нашей пехоты мешал огонь вражеской артиллерии. Группа штурмовиков Ил подавила огонь немецкой батареи, подбила несколько бронемашин. На счёт Михаила Мальченко были занесены бронетранспортёр и два орудия. Кроме того, ему удалось обнаружить замаскированный склад боеприпасов и поджечь его.

Через два дня после этого боя штурмовики получили задание не дать возможности гитлеровцам вывести со станции Орша двадцать железнодорожных составов с военным имуществом, техникой и горючим для танковых и моторизованных частей. Шесть штурмовиков Ил, которые вёл Михаил Мальченко, настигли три эшелона и с первого захода вывели из строя головной паровоз, а потом методично разбомбили составы. Лично его экипаж уничтожил два вагона, платформу с танками, поджег две автомашины на шоссе неподалеку от линии железной дороги.

Боевое мастерство лётчика росло. За отличие в упорных боях он был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й ст. Двадцать раз его самолёт был атакован вражескими истребителями, но каждый раз он, выполнив боевое задание, возвращался на свой аэродром.

В 1944 г. начались бои с восточно-прусской группировкой войск противника. 16 октября штурмовики взлетели, чтобы нанести удар по вражеской обороне в районе населённого пункта Шервиндт. Скопление моторизованной колонны обнаружили быстро. Михаил Мальченко, первым преодолевая огонь зениток, на бреющем полёте прорвался к колонне и нанёс удар. Затем семь раз заходил он на штурмовку, отбил четыре атаки «мессеров», но задание выполнил блестяще: подбил два бронетранспортёра и поджёг две автомашины с боеприпасами.

 

Звезда – в 23

К апрелю 1945 г. гвардии лейтенант Михаил Мальченко был старшим лётчиком 136-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 114 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему большие потери. Много это или мало? Например, в начале Великой Отечественной войны лётчику на Ил-2 звание Героя Советского Союза можно было получить и за 15-20 вылетов. В 1944 г. – уже не менее чем за 85.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Михаилу Павловичу Мальченко было присвоено звание Героя Советского Союза. Герою было всего 23 года.

К сожалению, военная карьера не сложилась. Сказались последствия ранений и военных перегрузок. В 1946 г. лейтенанта Михаила Мальченко по болезни уволили в запас. Местом для гражданской жизни он выбрал Крым. Жил в Симферополе. Но не столько потому, что тут было комфортно. Крым дал ему шанс снова вернуться небо. Сначала, как и в начале войны, на авиапредприятии механиком, затем – пилотом сельскохозяйственной авиации на привычном ему По-2, с которым начал громить врага в небе войны.

Умер Михаил Павлович Мальченко скоропостижно, в сорок лет. Похоронен на симферопольском Воинском кладбище. Его имя присвоено одной из улиц крымской столицы, расположенной в районе старого аэропорта. Там же на стене дома установлена памятная доска.