Конвойные «войска»
Конвойные «войска»
13 мая 2016 - 14:02
Конвойные «войска» 13 мая 2016 - 14:02
Татьяна Шевченко
В России отмечают День работников охранно-конвойной службы, или День конвоира 
День конвоира МВД отмечается в России ежегодно 13 мая, хотя не имеет официального статуса и не закреплён в календаре никакими документами. Для своего праздника конвоиры выбрали 13 мая 1938 года, когда НКВД СССР выпустил Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. Эта дата считается днём образования охранно-конвойной службы страны.
Спецподразделения крымской УФСИН всегда готовы к выполнению сложных задач.

Без происшествий и побегов 

Одно из основных мест службы конвоиров – это изоляторы временного содержания, они действуют более чем в двух тысячах подразделений системы внутренних дел. Охранно-караульную службу в них несут десятки тысяч сотрудников МВД. Правда, День охранно-конвойной службы не является нерабочим днём.

Работа конвоира-охранника делится на две важные части. Их задачи – во‑первых, оградить обычных законопослушных граждан от людей, преступивших закон, а во‑вторых, ещё и обеспечить права граждан, которые находятся под стражей.

Конечно же, эта служба достаточно сложная и опасная, поэтому в ряды конвоиров берут далеко не каждого. Чтобы попасть туда, нужно в армии отслужить, получить высшее образование, не иметь судимостей, быть здоровым и весьма физически подготовленным. Представителям этой профессии приходится иметь дело с опасными для общества преступниками, от которых можно ожидать самых непредсказуемых действий – стандартная экипировка охранника непременно включает бронежилет, огнестрельное оружие и каску. Правда, оружие применяется крайне редко, потому что главная задача сотрудника охранно-конвойной службы – не допустить возникновения опасной ситуации.

цифры

В 2016 году отделом по конвоированию УФСИН выполнено около 30 караулов (в специальных автомобилях). Перевезено около 900 осуждённых и лиц, содержащихся под стражей. Для выполнения задач службы было задействовано 235 сотрудников.

А ситуации возможны разные, особенно в пути: конвоиры доставляют осуждённых преступников в исправительные учреждения, где тем придётся отбывать наказание, они же и охраняют их в местах заключения. Конвоиры-охранники сопровождают заключённых в места лишения свободы по железнодорожным и автодорожным путям. В таких ситуациях задача конвоира – доставить свой живой «груз» к месту назначения без происшествий и каких-либо попыток к побегу.

Кстати, простые граждане никогда не видят, как по улице или в зал суда конвой сопровождает арестованных. И всё потому, что конвоируют по определённому маршруту, сопровождают в наручниках, пристёгивают к руке того же сотрудника ИВС. В зал заседания суда проводят по специальному проходу, чтобы не было контакта арестованного ни с родственниками, ни со свидетелями по делу.

Из СИЗО и обратно спецконтингент доставляют автозаками, которые оборудованы для этих целей по последнему слову техники – всё под видеонаблюдением. А прежде чем заступить на смену и сопровождать осуждённых к местам лишения свободы, сотрудники конвойной службы отрабатывают все нюансы будущей поездки. Кстати, говорят, что текучки кадров в этой службе нет.

Служба и опасна, и трудна 

Отдел по конвоированию осуждённых и граждан, заключённых под стражу, был создан при крымском ФСИН России приказом директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ Геннадия Корниенко в апреле 2014 года, сразу после воссоединения полуострова с Россией.

Правда, свой профессиональный праздник конвойная служба исполнения наказаний отмечает 20 января, в День специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Но служба охранно-конвойных подразделений МВД и ФСИН мало чем отличается – та же нагрузка, то же сопровождение заключённых, та же охрана спокойствия законопослушных граждан от лиц, преступивших закон.

На плечи сотрудников отдела по конвоированию крымского УФСИН каждый день ложится большая ответственность. Они сопровождают осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, из следственного изолятора в исправительные колонии не только на территории полуострова, но и по территории всей России. Помимо этого, назначаются специальные караулы для конвоирования особо опасных преступников, а также лиц, приговорённых к смертной казни (на неё наложен мораторий. – Ред.) или пожизненному лишению свободы.

Отдел по конвоированию УФСИН России по Республике Крым и Севастополю осуществляет конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуждённых и лиц, заключённых под стражу, в специальных вагонах и специальных автомобилях, на водных и воздушных судах. Причём от пункта приёма до пункта назначения.

Между прочим 

По железной дороге преступников перевозят в специально оборудованных вагонах, которые зачастую прикрепляются прямо к пассажирским. В прежние времена такие вагоны называли «столыпинскими». Чаще всего обычные пассажиры даже не догадываются, кто с ними соседствует.