Контрольные, результаты ЕГЭ и престиж труда учителя: интервью с министром образования РК Валентиной Лаврик
Контрольные, результаты ЕГЭ и престиж труда учителя: интервью с министром образования РК Валентиной Лаврик
08 октября 2021 - 11:02 Фото: Михаил Гладчук
Контрольные, результаты ЕГЭ и престиж труда учителя: интервью с министром образования РК Валентиной Лаврик 08 октября 2021 - 11:02
Ирина Гуливатая

Всю неделю учителя в школах нашей страны принимали поздравления с профессиональным праздником. В эти дни «Крымская газета» встретилась с министром образования, науки и молодёжи РК Валентиной Лаврик.

О спецклассах

– Как повышается сегодня престиж труда учителя?

– Если говорить о престиже, то лакмусовой бумажкой для нас была востребованность психолого-педагогических классов. Поясню. На сегодняшний день в республике реализуется проект предпрофессионального образования по нескольким направлениям, которые отвечают интересам детей и социально-экономическому развитию Республики Крым. В отдельных школах, где есть сильный кадровый состав и материально-техническое обеспечение, были организованы инженерные, медицинские, медийные, аграрные классы. И как одно из направлений – психолого-педагогические классы, которых в этом учебном году в школах республики уже 25. Ребята хотят в будущем связать свою жизнь с педагогической деятельностью. Это один из показателей востребованности профессии. Кроме того, проводятся различные конкурсные и методические мероприятия, чтобы у учителя была возможность себя проявить, показать мастерство, поделиться опытом.

С 1 сентября 2021 года на базе Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства для учителей за счёт средств национального проекта «Образование». Он направлен на поддержку учителей, чтобы им было проще готовиться к урокам. Создана автоматизированная информационная система «Крымская республиканская образовательная сеть». Благодаря этой платформе учитель может смоделировать урок и отправить его на рецензию методистам (аналитическая группа уже создана и работает в КРИППО). Это наши нововведения.

Идёт и поддержка учителей в оснащении автоматизированного рабочего места. По этой программе в прошлом году 226 образовательных организаций, 26 организаций среднего профессионального образования и семь – дополнительного образования были оснащены комплектами компьютерного оборудования, которые в том числе установлены на рабочие места учителей. Не стоит забывать и о денежном поощрении. В этом году ко Дню учителя впервые вручались премии, инициированные Главой Республики Крым. Каждый учитель, подготовивший ученика, набравшего 100 баллов на ЕГЭ, получил премию в 100 тысяч рублей, а 15 лучших учителей за достижения в педагогической деятельности удостоены федеральной премии в 200 тысяч рублей. Кроме того, учитель, подготовивший победителя Всероссийской олимпиады школьников, получил премию 150 тысяч рублей.

Об эксклюзивности

– Журналисты из разных регионов страны говорят о том, что на местах замалчивают негативные результаты ЕГЭ. А как у нас обстоит дело?

– Уровень сдачи ЕГЭ не снижается. Это относительно стабильный показатель, имеющий определённые аспекты. В этом году у нас из 14 предметов по семи было повышение среднего балла. По четырём предметам – стабильно. А вот снижение произошло по общество­знанию и биологии. Мы понимаем, что эти направления на сегодняшний день требуют очень серьёзной подпитки. Поэтому на педсоветах давали установку, чтобы в методических объединениях обязательно совершенствовали методику преподавания, искали эффективные подходы в технике преподавания обществознания и биологии.

Если говорить о 9-х классах, то у нас было достаточно большое количество низких результатов. Это, как правило, связано с тем, что в программу ввели задания, которые касались функциональной грамотности – применения теоретических знаний на практике. Например, чтобы ребёнку ответить на какой-то вопрос, ему просто нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Эти практические навыки пригодятся в жизни, но в программе мало заданий на их отработку.

– Вузы смогли набрать абитуриентов на все бюджетные места? Ведь на некоторые факультеты набор был долгим…

– Сегодня мы пришли к тому, что высшее образование есть у всех, а работать некому. И хорошо, что сейчас возрастает потребность в техническом профессиональном образовании. У нас только подведомственных министерству 26 учреждений, (среднего профессионального образования. – Ред.) в каждом очень высокий проходной балл на некоторые рабочие специальности – от 4,5 до 4,7. И представляете, конкурс до 10 человек на место. Возрастает потребность в рабочих профессиях, возрастает их востребованность.

Об успеваемости

– Глава государства распорядился снизить число проверочных и контрольных работ в школах. В Крыму готовы к этому?

– Я считаю, что без диагностики в учебном процессе невозможно понять, как усвоен учебный материал. Поэтому контрольные работы должны присутствовать на каждом этапе учебного процесса, но должны носить коррекционно-развивающий характер и проводиться согласно установленному графику.

– Сегодня не во всех школах есть спортивные залы. Как решается проблема?

– За федеральные средства в 2022 году модульные спортивные залы будут устанавливаться только в тех школах, где очень много детей. От полутора до двух тысяч. В Крыму только одна школа попала в эту программу. Таким образом, из 38 спортзалов утвердили один. Остальные будет устанавливать республика. В этом году у нас появилось пять спортзалов: в школах Алупки, Керчи, Симферополя и Первомайского района. Идёт и иная поддержка спортивного направления – это установка плоскостных спортивных сооружений. В этом году мы установили 12 таких площадок.

– Говорят, что существует проблема с принятием на баланс модульных помещений.

– Проблема есть, но она решаемая. Всё зависит от качества подготовки документации.

– Родителям часто приходится покупать рабочие тетради. Почему их не приобретают за счёт бюджета?

– Раньше обязательно закупался учебно-методический комплект, в который входили учебник, рабочая тетрадь для ученика и методическое пособие для учителя. Так вот, рабочая тетрадь себя не оправдала. На уроках исписали две-три страницы и забыли. Родители могут не покупать рабочие тетради, и учитель не может их заставить. Достаточно чистой тетради в клетку или линию, чтобы ребёнок мог выполнить учебную работу.

– Симферопольские школьники запустили Всекрымскую тик-ток-эстафету ко Дню учителя. Как относитесь к таким инициативам детей?

– Это же отношение к учителю. И если оно положительное, то могу только приветствовать такие начинания детей.

ЦИФРЫ

До 2024 года:
– в Крыму планируется строительство 48 капитальных и установка 10 модульных детских садов. Кроме того, будет проведена реконструкция 15 дошкольных учреждений. 17 детских садов введено в эксплуатацию в этом году;
– планируется построить 14 школ.

БЛИЦ-ОПРОС

– Где вам хотелось бы жить на пенсии?
– В Крыму.

– Чего не терпите в людях?
– Лжи и безответственности.

– Кто для вас пример для подражания?
– Мои школьные учителя.

– Опишите себя одним словом.
– Ответственная.

– Ваше слово-паразит?
– «Скажем».

– За что вы можете забанить человека в соцсетях?
– Если пишут неправду.

– Выигрывали ли вы в лотерею?
– Даже не играла.

– Для кого хотели бы попросить счастья?
– Для родных и друзей.

– Где вы любите отдыхать?
– За книгой на берегу моря.

– Как вы представляете себе идеальный день?
– Когда никуда не торопишься.

Точки роста: Глава РК Сергей Аксёнов в эксклюзивной статье для «Крымской газеты» рассказал о реализации нацпроекта «Образование» >>