Кому запретят работать в такси и какая часть рынка пассажирских перевозок остаётся в тени
Кому запретят работать в такси и какая часть рынка пассажирских перевозок остаётся в тени
16 октября 2021 - 13:14 Фото: архив «Крымской газеты»
Кому запретят работать в такси и какая часть рынка пассажирских перевозок остаётся в тени 16 октября 2021 - 13:14
Мила Шипшинович

 

Кому запретят заниматься пассажирскими перевозками с 2023 года и какая часть рынка такси остаётся в тени

Фейсконтроль на старте

Уже в ноябре Госдума рассмотрит законопроект, согласно которому ужесточатся правила приёма на работу в такси. Отбывших срок за тяжкие преступления ограничат в праве на работу в этой сфере. Аналогичные меры предполагаются в отношении водителей общественного транспорта. Авторы инициативы справедливо отмечают, что проблема более чем актуальна: в России среди водителей часто встречаются убийцы, насильники или похитители людей. Законопроект уже поддержала трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Председатель Крымской территориальной организации межрегионального профсоюза работников пассажирского транспорта «Таксист» Андрей Козарь напоминает, что сегодня продолжаются общественные обсуждения данного федерального законопроекта. Ведь в нём прописываются права и обязанности всех участников рынка такси, в том числе агрегаторов такси, которые пока выпадают из поля зрения контролирующих органов. Россиян приглашают принять участие в обсуждении, написав отзывы на сайте правительства.

Наш собеседник считает, что предлагаемая норма очень актуальна:

– Действительно, внесён законопроект о том, чтобы лишить права работы в такси осуждённых за тяжкие преступления, которые связаны с насилием. То есть запрет будет касаться не всех подряд. Если человек, допустим, проходил по экономическим статьям или алиментным отношениям, он будет иметь право работать, даже если был осуждён.

Биография как чистый лист

Эксперт отмечает, что запрет на работу в такси для осуждённых будет справедлив лишь в том случае, если граждан РФ уравняют в правах с приезжими.

– В первую очередь необходимо ограничить доступ мигрантов и людей, которые здесь находятся без регистрации, к праву управления легковым такси. По статистике каждый третий-четвёртый человек в РФ имеет какую-то судимость. При этом мигранты могут получить справки о том, что на территории Российской Федерации они не были привлечены к уголовной ответственности, но у себя-то на родине они могут быть и привлечены. Поэтому профсоюз выступает за то, чтобы ограничить доступ к этому рынку мигрантов, которые приезжают с неизвестным прошлым, а порой и с купленными правами, ведь есть достаточно россиян, которые желают работать, – говорит Андрей Козарь.

Такая практика, когда мигрантов ограничивают в праве работать в такси, довольно распространена в мире.

– Во многих странах в этой сфере лицензионные отношения. Чтобы получить лицензию, люди месяцами, а то и годами проходят проверку. Вспомните французский фильм «Такси». Главный герой несколько лет в очереди стоял, чтобы получить лицензию. К слову, в России уже есть практика ограничений для работы мигрантов в сфере пассажироперевозок. Например, в Приморском крае решением губернатора иностранным гражданам запрещено работать в такси, – отмечает наш собеседник.

Регистрация вслепую

Ужесточение правил назрело давно, ведь работа водителей в связке с агрегаторами делает их деятельность неконтролируемой. Андрей Козарь комментирует:

– На данный момент таксисты не предоставляют агрегатору практически никакой информации. То есть вы можете зарегистрироваться, находясь у себя в машине, на улице, где угодно. Я для эксперимента в кабинете у замначальника РОВД Евпатории и в присутствии начальника местного ГИБДД регистрировался в качестве таксиста под несуществующим именем и фамилией. То есть никто не проверяет, есть ли у тебя права, какое у тебя состояние здоровья и т. д.

Разрешение в аренду

В крымской территориальной организации межрегионального профсоюза работников пассажирского транспорта «Таксист» отмечают, что сегодня в Крыму почти 95% рынка такси находится в тени.

На основании мониторингов и рейдов, которые регулярно проводит профсоюз, здесь делают вывод, что даже за рулём машин, которые ездят с официальными разрешениями Минтранса РК, зачастую находятся водители, не оформленные соответственно нормам законодательства, а значит, не платящие налоги. Наш собеседник поясняет, что в Крыму прижилась незаконная практика покупки у транспортных компаний необходимых документов. Другими словами, можно арендовать не только автомобиль, но и разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, выданное Минтрансом РК. А в этом случае, как догадывается читатель, ни предрейсовый медосмотр водителя, ни ежедневный техосмотр транспортного средства не проводятся. А по закону эти процедуры обязательны, их результаты должны вписываться в путевой лист и заверяться печатями.

На деле же стоимость незаконного комплекта из разрешения на пассажироперевозки и 30 путёвок, пропечатанных на месяц вперёд, колеблется в пределах 1-1,5 тыс. рублей, говорит Андрей Козарь.

При этом водители всё чаще отказываются от идеи выходить из тени и работать официально. Одна из причин в том, что сезон пошёл на спад и количество заказов снижается. Но есть и другая.

– Это происходит и потому, что Минтрансом РК проводится мало контрольных мероприятий. Водители думают, что, даже если попадутся, им проще заплатить штраф и работать дальше, – считает Андрей Козарь.

Какие лекарства не стоит принимать автомобилистам, чтобы не лишиться прав >>