Коллекция катастроф
Коллекция катастроф
06 сентября 2015 - 16:02
Коллекция катастроф 06 сентября 2015 - 16:02
Ольга Балабас

 

Корреспондент «Газеты» побывал в месте, где собраны факты о самых крупных в мире трагедиях на водах 
Музей катастроф на водах расположился на Южном берегу Крыма, в живописном посёлке Малореченском близ Алушты.
Один из залов Музея катастроф на водах. Фото: batiskaf.ua 

Как всё начиналось 

Музей является частью мемориального комплекса «Памяти погибших на водах». Расположен он в цокольном помещении церкви Св. Николая Мирликийского, иначе храма-маяка. Он построен на отвесной горе и виден далеко из моря. Мемориал сооружён в память о моряках, рыбаках и путешественниках, ставших жертвами водной стихии.

Экспозиция музея посвящена наиболее крупным катастрофам на водах, в том числе природным стихиям, повлёкшим за собой неисчислимые человеческие жертвы. Каждый из 12 музейных залов общей площадью 600 кв. м рассказывает с помощью видеосюжетов и стендов о наиболее резонансных трагедиях на водах Мирового океана.

– Музей был открыт в 2009 году на средства бывшего депутата Госдумы России Александра Лебедева, который является почётным гражданином Алушты. Идея создания музея возникла при строительстве храма, когда люди начали приносить сюда разные предметы, найденные в море, – рассказывает экскурсовод Константин Муренец.

Выставка начинается в вестибюле, интерьер которого вызывает у посетителя ощущение личного присутствия на борту затонувшего старинного корабля. В экспозиции насчитывается более 500 экспонатов, напоминающих о самых резонансных трагедиях: крушении «Титаника», парохода «Адмирал Нахимов», линкора «Новороссийск», теплохода «Армения», который в Великую Отечественную войну эвакуировал людей из Крыма, и др.

Самый старый экспонат – якорь IX века и виноградная лоза, возраст которой до сих пор не установлен. Она была поднята с античного судна, затонувшего у берегов Севастополя.

Также экспозиция оформлена бегущей строкой с бесконечным перечнем кораблекрушений с указанием даты, места гибели и количества жертв трагедий.

Церковь Св. Николая. Фото: water-disasters-museum.ru 

На дне морском 

Интерьер музея выполнен следующим образом: зритель проходит по палубе «затонувшего корабля», входит в его «трюмы», движется из отсека в отсек. На бортах соседних «затонувших кораблей» демонстрируются с помощью замаскированных видеопроекторов 10 видеосюжетов: документально-хроникальные кинофильмы о трагедиях на водах, архивные видеозаписи, свидетельства очевидцев.

Корабельное ограждение, выполненное из металла и пенькового каната, отделяет экспозицию от зоны движения посетителей. Передний план имитирует морское дно, на котором выставлены экспонаты разных эпох: якоря, пушечные ядра, макеты пушек, цепи, фонари, остатки шлюпок и прочие предметы, обрывки старых рыбацких сетей, почерневшее дерево, обросший ракушками металл. Стены декорированы рельефом (под водоросли) и расписаны в соответствующей мрачной цветовой гамме. Полы сделаны из тёсаной палубной доски.

Как говорит экскурсовод, музей работает только в сезон – с мая по октябрь, а в период закрытия его ожидает небольшая реконструкция.

– У нас есть свободные залы, они пока пусты, но, думаю, в скором времени мы будем их открывать. В планах – выставить костюм военного водолаза 1969 года, ещё нам обещали насадки на нос и хвост боевого дельфина и многое другое, – говорит Константин Муренец.

По его словам, много интересных экспонатов музею подарили любители дайвинга. Вот и в этом году отдыхающие-дайверы с материка нашли на глубине 12 метров американский самолёт времён вой­ны – часть находки они подарили музею.

Музей открыт для посещения с мая до конца августа – с 9 до 18 часов, с сентября по октябрь – с 9 до 17 часов.

Стоимость посещения: самостоятельный осмотр – 100 рублей взрослый, 50 детский. С экскурсоводом: взрослый – 160 рублей и 100 детский.

Адрес музея – Большая Алушта, посёлок Малореченское, ул. Дижа, 17.

Катастрофы, отражённые в экспозиции музея:

— В ночь на 15 апреля 1912 г. пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом, получив подводную пробоину. Число жертв катастрофы составило 1513 человек.

 7 ноября 1941 года у крымского побережья гитлеровская авиация отправила на дно санитарный теплоход «Армения», на котором из осаждённого Севастополя эвакуировались на Кавказ раненные, врачи и жители города. По оценкам специалистов, тогда погибло от 5 до 7 тысяч человек.

 Летом 1942 года в результате спецоперации германским ВМС был разбит следовавший в СССР арктический конвой PQ‑17. Конвой вёз 297 самолётов, 594 танка, 4246 грузовиков и тягачей, а также авиационный бензин, боеприпасы, продовольствие и другие материалы массой 156 492 тонны (по другим данным – более 250 000 тонн). Стоимость груза составляла около 700 млн долларов в ценах 1942 года. Этих грузов могло хватить для обеспечения армии численностью 55 000 человек. Конвой состоял из 35 транспортов, включая 22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских танкера («Донбасс» и «Азербайджан»). Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. Потери экипажей судов составили 153 человека.

 30 января 1945 г. в результате атаки советской подводной лодкой С‑13 немецкого лайнера «Вильгельм Густлов» погибли 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000 человек.

 29 октября 1955 года на линкоре «Новороссийск», пришвартованном в Севастопольской бухте, произошёл взрыв. В результате погибли 614 человек.

 Вечером 31 августа 1986 г. советский пассажирский лайнер-ветеран «Адмирал Нахимов» столкнулся в районе Новороссийска с сухогрузным теплоходом «Пётр Васёв». Погибли 423 человека.

 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара погибла советская торпедная атомная подводная лодка Северного флота К‑278 («Комсомолец»). Из 69 человек команды удалось спасти только 27.

 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». В результате погибли 118 подводников.

 Подводное землетрясение в Индийском океане, произошедшее 26 декабря 2004 г., вызвало цунами, которое было признано самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Высота волн превышала 15 метров. Цунами привело к огромным разрушениям. По разным оценкам, погибло от 225 до 300 тысяч человек.