Коэффициент банкротства
Коэффициент банкротства
10 июля 2015 - 16:02
Коэффициент банкротства 10 июля 2015 - 16:02
Сергей Мальгавко

Мелкие предприниматели Крыма просят о помощи 
Мелкий бизнес в северном Крыму просит сделать налоги справедливыми. 
Фото: bizool.ru

Под одну гребёнку 

Предприниматели города Красноперекопска, которые в основном оказывают услуги общественного питания, а также торгующие продуктами питания обратились с такой просьбой к местному депкорпусу.

Как догадывается читатель, этот провинциальный город никогда не был благоприятной средой для бизнеса. А ведь от благополучия мелкого и среднего предпринимателя зависят налоговые поступления и наполняемость местных бюджетов. Сегодня те предприниматели, которые выбрали упрощённую систему налогообложения (ЕНВД – единый налог на вменённый доход), оказались в щекотливой ситуации, проще говоря, на грани банкротства. Система ЕНВД, с одной стороны, очень удобна, как минимум, не нужен кассовый аппарат. Но с другой стороны, учитывая «уравнивающий» коэффициент К2, который сегодня одинаково применяется и в Армянске, и в Красноперекопске, и в городах ЮБК, система оказывается слишком накладной для мелкого бизнеса.

В качестве примера приведём вариант начисленного и оплаченного ЕНВД за 1 квадратный метр стационарной точки общественного питания в Красноперекопске. При площади торгового зала в 67 квадратов, коэффициент К2 – 0,45, в результате сумма налога – 24 394 руб. Такая же точка в городе Армянске с коэффициентом К2 – 0,3, в итоге сумма налога – 16 263 руб. Согласитесь, суммы для провинции немалые. При этом логично, что на ЮБК предприниматель может иметь выручку на порядок больше, чем, например, в захолустном Красноперекопске. Но платят налоги все почти по одинаковому коэффициенту. Не удивительно, что предприниматели вышли с обращением к местным властям отреагировать на ситуацию.

Александр Баталин, председатель крымского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей:

– Тема не новая, предприниматели ставят вопросы упрощения процедур, но они общего характера. К сожалению, с этой проблемой предприниматели к нам ещё официально не обращались. Они должны дать нам своё видение, в чём они считают коэффициент несправедливым, и дать свои предложения. А мы готовы обговорить вопрос с Министерством экономики, с комиссией по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике ГС РК.

Тяжкое бремя упрощёнки 

Предприниматели крымской провинции объясняют несправедливость уравнивающего коэффициента разными возможностями крымских регионов. Пеняют на сложную экономическую ситуацию в Красноперекопском районе. И это вполне объяснимо: туристы едут на отдых на ЮБК, а до северного Крыма доезжают единицы, отсюда трудности развития местного бизнеса. Сегодня автобусы с Украины сюда вообще не ходят. Выручка совсем упала ещё и потому, что теперь запрещена торговля алкоголем на вокзалах и автовокзалах, вокруг которых обычно концентрируются объекты того же общественного питания. Поэтому теряется по сути основной заработок.

К тому же ЕНВД – не единственный вид налога, который платят предприниматели. У всех, естественно, есть наёмные работники, которым выплачивается зарплата, за которых перечисляются взносы в Пенсионный фонд, взносы на обязательное медстрахование, НДФЛ, удерживаемый с работников, который поступает непосредственно в бюджет города.

В результате неподъёмных ставок ЕНВД, который напрямую зависит от коэффициента К2, некоторые торговые точки могут стать нерентабельными, а это значит, что предприниматели будут вынуждены сокращать рабочие места, пополняя биржу безработными.

Безвыходных ситуаций не бывает?

Вообще, те, кто выбрал один из видов упрощёнки, тот же ЕНВД, уверяют, что предпочли такой вид налогообложения и потому, что все налоги остаются в местном бюджете.

Валентин Говзан, член Общественного совета Красноперекопска, председатель Союза промышленников и работодателей Красноперекопска:

– Дело в том, что этот коэффициент и этот налог введены только в 2014 году. Раньше его не было, поэтому, по российским законам, это постановление (об установлении коэффициента. – Авт.) принимается органами местного само­управления после обсуждения, после публикации проекта на сайте. И публикуется не позже 1 декабря, поскольку он начинает применяться в следующем году. То есть даже если сейчас орган местного самоуправления проанализирует эту ситуацию и скажет, ой, извините, мы действительно погорячились и считаем возможным снизить вам этот коэффициент, то он всё равно будет применяться только для 2016 года. То есть вступить в действие решение о новом коэффициенте сможет только с 1 января 2016 года, потому что некоторые из людей, уплачивающих ЕНВД, на квартал вперёд платят налоги.

Проще говоря, изменить ситуацию быстро и мобильно в рамках законодательства шансов нет. Тем не менее специалисты считают, что из этой ситуации предпринимателям можно предложить сразу два выхода. Например, сменить систему налогообложения с ЕНВД (ЕНВД выбирают те, у кого площадь более 50 квадратов) на патент, если позволяет площадь (менее 50 квадратов).

Если же площадь больше чем 50 квадратов, предприниматели могут выбрать упрощённую систему налогообложения (УСН) – поставить у себя кассовый аппарат и платить 3% от доходов. А в таком варианте, как догадывается читатель, есть только одна проблема: отнюдь не все предприниматели готовы ставить кассовый аппарат и официально учитывать свою выручку…

 

P. S.: Тем не менее оба варианта предприниматели считают сложновыполнимыми. Ведь выбрать патент могут только те, у кого количество наёмных работников не превышает 15 человек, в противном случае людей придётся увольнять.

Что касается упрощёнки, которая требует установки кассового аппарата, то выясняется, что приобрести кассовую технику для мелкого бизнеса очень накладно. Один кассовый аппарат стоит 8-10 тыс. рублей, а нужен не один, говорят предприниматели. И с учётом ежемесячного обслуживания каждого аппарата, которое стоит по 2-3 тыс. руб. в месяц, всё это ложится неподъёмными суммами на плечи малого бизнеса, от которого, однако, зависит экономическая стабильность республики.