Классная пора
Классная пора
14 августа 2020 - 13:35
Классная пора 14 августа 2020 - 13:35
Анастасия Березовская

 

1 сентября не за горами, и, пожалуй, ещё никогда мы не ждали его с таким нетерпением. О готовности школ Крыма к началу учебного года, о нюансах и проблемах дистанционного обучения, о сложности современных учебных программ и квалификации педагогов в интервью «Крымской газете» рассказала министр образования, науки и молодёжи РК Валентина Лаврик.
Фото: Наталья Сомова

Празднику быть

Станет ли 1 сентября праздничным днём для крымских школьников?

– Новый учебный год начнётся традиционно 1 сентября. Образовательные организации самостоятельно определяют формат торжественной линейки на свежем воздухе, исходя из пространственных возможностей территории школы. Соблюдение социальной дистанции – одно из главных условий для этого мероприятия. Для 1 и 11 классов это особенный праздник, поэтому к его проведению образовательные организации уже активно готовятся. Для всех школьников Крыма пройдёт первый урок, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сколько детей в этом году пойдут в крымские школы?

– 1 сентября приступают к учебному процессу примерно 214 тысяч детей. Из них 24 тысячи первоклассников. Школ в республике 547, из них 524 – муниципальные, 6 – частные, 16 – государственные интернатного типа и школа «Артека». В этом году впервые откроют двери три новые школы – в Симферопольском районе лицей на 1100 учеников, школа № 17 в Евпатории на 800 мест и № 4 в Судаке на 825. Педагогические коллективы в них уже сформированы, идёт комплектование классов.

Родителей сегодня больше всего волнует формат обучения, ведь не утихают слухи о том, что в сентябре школьников всё-таки отправят на дистанционку.

– Мы готовимся к очной форме обучения и очень серьёзно подошли к вопросу безопасности детей. С 14 июля сотрудники министерства выезжают во все без исключения регионы Крыма и проводят мониторинг готовности образовательных организаций к учебному процессу с соблюдением правил Роспотребнадзора. Каждая школа и детсад должны быть обеспечены дезинфицирующими средствами, антисептиками для рук, бесконтактными термометрами, рециркуляторами. Устанавливаются графики проветривания и уборки кабинетов. Назначенные дежурные ежедневно будут проверять самочувствие школьников, измерять температуру. Тут есть и ответственность родителей: при малейшем недомогании ребёнка они должны оставить его дома.

На свежем воздухе

– Какие ещё нововведения ждут школьников?

– Согласно правилам Роспотребнадзора, за каждым классом закрепят кабинет, в котором будут проходить все занятия, кроме тех, которые требуют специального оснащения: по физике, химии, биологии. И переходить из класса в класс будут не школьники, а учителя. На каждой перемене все дети обязательно выходят в коридор, а класс тем временем проветривается, во время уроков проветриваются коридоры. При хорошей погоде уроки физкультуры и некоторые другие, например, изобразительное искусство, чтение в начальной школе можно проводить на свежем воздухе.

– В соцсетях мамы школьников жалуются на то, что не во всех школах есть медицинские кабинеты и медработники.

– Сегодня медицинские кабинеты 50% школ обеспечены новым медоборудованием и мебелью. Мы работаем по «дорожной карте» – невозможно оснастить всем необходимым все школы сразу, поэтому финансирование разбито на несколько этапов. В 2021 году на покупку медоборудования для школ запланировано 129 миллионов 476 тысяч рублей. Надо отметить, что и до этого кабинеты не стояли пустые, в принципе, всё необходимое они имеют.

Хочу подчеркнуть, что ни одна школа Крыма не остаётся без медицинского контроля – за каждой закреплён медицинский работник. Это либо штатный сотрудник школы, либо работник поликлиники, которая обслуживает данный район.

– Обобщая полученный во время карантина опыт дистанционного обучения, как вы оцените его результативность и перспективы?

– Дистанционное обучение не даёт прямого контакта учителя и ученика, а это очень важно для усвоения школьником изучаемого материала. Фактически только 12-15% детей могут спланировать и организовать самостоятельное изучение учебного материала и качественно выполнить домашнее задание. Как правило, это отличники, дети с хорошей памятью, вниманием, волей, трудолюбием, отличающиеся самостоятельностью и дисциплиной. Если хотя бы одно из этих качеств развито слабо, то ребёнку трудно настроиться на работу. А дистанционное обучение фактически самостоятельное. Для школьников очень важно получить помощь учителя. Задача педагога – не просто дать ученику материал для самостоятельного изучения. Он должен помочь ребёнку рационально его переработать и закрепить полученные знания. Это в полной мере может быть реализовано только при классической форме обучения.

А результаты дистанционной учёбы мы будем диагностировать в сентябре – изучим, насколько процесс был продуктивным, насколько дети усвоили пройденный материал. В первый учебный месяц пройдут всероссийские проверочные работы. Но это не должно пугать ни родителей, ни учителей, ни учеников. Проверочные работы – это диагностика, которая определит уровень знаний учеников, покажет, какие пробелы остались с предыдущего года, над чем нужно работать дальше, каким темам уделить внимание.

– Не повлечёт ли подтягивание хвостов введение дополнительных занятий?

– Нет, увеличения нагрузки на детей не будет. Рационально организовав учебный процесс, педагоги смогут сжато, но ёмко дать упущенный материал, изучат с учениками темы по проблемным предметам. В профессионализме учителей сомнений никаких нет.

Кадры решают всё

– Помнится, когда на телевидении вышли обучающие ролики «Домашнее задание», высказвались мнения о низкой квалификации учителей…

– Дело в том, что на телевидении не каждый профессиональный актёр с первого дубля чувствует себя уверенно. Учителя же обычно стоят с мелом у доски, а не перед камерами, они привыкли напрямую контактировать с учениками и тут же получать обратную связь, понимать, надо ли уделить больше внимания каким-то темам, требуются ли детям дополнительные пояснения. Критикуя, родители как-то упускают, что у каждого человека есть личностные особенности, что люди по-разному реагируют на камеры, испытывают повышенное напряжение, и в итоге это может сказываться на подаче материала. К подобным нюансам нужно относиться с пониманием, ведь это не актёры, это педагоги.

Поэтому я абсолютно не согласна с таким мнением, это был первый опыт, и наши педагоги, среди которых были лучшие специалисты Крыма, достойно выдержали испытание. Спасибо им за эту нестандартную работу!

– Проблема нехватки учителей остаётся одной из самых острых, особенно в сельской местности.

– В настоящее время дефицит кадров у нас по математике и английскому языку. Также требуются учителя начальных классов. 103 педагога – для Крыма довольно много.

– Программа «Земский учитель» помогает хотя бы частично решить проблему?

– Да, сегодня уже 38 учителей воспользовались этой программой. Каждый из них получает миллион рублей на обустройство. В частности, в новую судакскую школу по программе трудоустроились 13 педагогов. Подобный опыт у нас первый, насколько он будет эффективным, покажет жизнь. Мы все понимаем, что одно собеседование не позволяет оценить квалификацию педагога, глубину его знаний. Но надеемся, что все наши земские учителя – профессионалы своего дела.

Теория и практика

– В последнее время часто высказывается мнение, что школа не дает необходимого объёма практических навыков, образовательный процесс сводится только к теории.

– В этом году в крымских школах – в 5-10 классах – начинается реализация проекта предпрофессионального образования за счёт занятий внеурочной деятельности. Согласна с тем, что дети должны не только получать теоретические знания, но и уметь применять их на практике. Это придаёт дополнительный смысл обучению и отвечает интересам ребёнка. Для наших школьников откроются классы IT-технологий, медицинского, аграрного, инженерного, психолого-педагогического направлений, «курчатовского проекта», в котором профилирующими являются физика, химия, биология, математика. Таким образом, будет заложен фундамент, который сформирует устойчивость интересов. В программы предпрофессионального образования включены практические занятия, которые знакомят детей с будущей специальностью. Причём это будет образование не только в стенах школы. Ученики получат доступ к лабораторному оборудованию, занятиям в университетах и на площадках работодателей. Как правило, к 10-11 классу дети чётко понимают, чего они хотят, в каком профессиональном направлении планируют развиваться. И они смогут выбрать профильный класс с углублённым изучением необходимых предметов, что в будущем поможет им поступить в выбранный вуз.

Согласны ли вы с мнением, что современная школьная программа очень сложная, перегруженная и школьники просто не могут усвоить такой объём знаний?

– Программы действительно наукоёмкие. Но мы должны понимать, что наступило другое время: постоянно растёт поток информации, ускоряется темп жизни. Сегодня ребёнок должен уметь работать с текстом, быстро перерабатывать большой объём информации. А педагогические методы и приёмы должны развивать у школьников рациональные формы восприятия и усвоения изучаемого материала. Это и есть первая и самая важная задача школы.