Картины Победы: советские богатыри
Картины Победы: советские богатыри
22 января 2020 - 17:02
Картины Победы: советские богатыри 22 января 2020 - 17:02
Елена Киреева

«Крымская газета» продолжает рассказывать о произведениях советских живописцев, посвящённых Великой Отечественной войне.
Борис Фёдоров. «Утро танкистов», 1954 г., Харьковский художественный музей

Картина «Утро танкистов» крайне необычное полотно о Великой Отечественной войне прежде всего из-за того, что на нём изображён не момент подвига, не трагический эпизод битвы, а рядовая бытовая сценка.

 

Крепкое братство

Обычно суровые и сосредоточенные лица молодых бойцов расплылись в улыбках, раскраснелись от ледяной свежести воды, которой их с большим удовольствием по-дружески окатывает соратник. От полотна веет бодростью, чистотой и ощущением крепкого братства. Присутствие войны хоть и ощущается в монолитных силуэтах танков между бревенчатыми избами и берёзками русского села, но это радостное мгновение ей неподвластно.

Это произведение отображает не просто водные процедуры, а пробуждение веры в безоговорочную победу над врагом. Через мгновение эти весёлые растрёпанные парни снова пойдут в наступление, будут без пощады, не жалея сил, крушить врага. Смертельное противостояние, к сожалению, унесёт и жизни боевых товарищей. Поэтому в своей картине-воспоминании Борис Фёдоров своих сослуживцев показал в другой обстановке, наполненной обычными сиюминутными радостями мирной жизни. Но даже в такой рутинной сценке возникает устойчивые ассоциации с былинными богатырями, которые собираются на ратный бой, надевая чистые рубахи, приводя амуницию в порядок, расправляя плечи от тягот похода.

 

Не в романтике дело

Многочисленные критики не разглядели всей прелести и настроя этого произведения. После того как картина была написана, на неё посыпались упрёки в том, что она своими приземлёнными образами дегероизирует советских солдат, более того, даже идеализирует ужас войны. Войне действительно не нашлось места на этом полотне – мускулистые, ещё полураздетые, в неподпоясанных гимнастёрках танкисты просто-напросто вытеснили её за пределы картины. Опять-таки углубление в бытовые подробности: брошенная в кучу одежда, чистка зубов, неприглядная прорубь – всё это не нравилось искусствоведам. Позже произведение, наоборот, ругали за то, что оно является воплощением принципов социалистического реализма. Под шквалом критики складывалась непростая судьба этого шедевра.

В большинстве своём осуждение, которому подвергся автор, было беспочвенным. В 19 лет он оставил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина и добровольцем отправился на фронт. Художники, пусть даже с неоконченным образованием, ценились в штабе. Однако Фёдоров избрал другой путь: прошёл обучение и стал механиком-водителем тяжёлого танка КВ-85, который и запечатлён на картине «Утро танкистов». В составе 31-го гвардейского танкового полка он сражался на Ленинградском и 2-м Прибалтийских фронтах, получал ранения, возвращался в строй, за свои действия на поле боя получил награды – ордена Красной Звезды, Славы, Отечественной войны, медали «За отвагу», «За взятие Берлина»…

На протяжении всех этих лет он не расставался с карандашом и бумагой, делал зарисовки со своих сослуживцев и даже запечатлел со всей документальностью события после взятия рейхстага. Путь к нему для всех солдат был нелёгок, пропитан потом, кровью, тяжёлыми потерями близких людей. На картине «Утро танкистов» война ещё идёт, до заветной Победы ещё далеко, но победителей художник уже определил – вот они, молодые, задорные, хохочущие, сбрасывают оковы сна и накопившейся усталости. В традициях старых мастеров он также поместил себя – танкиста, который застёгивает воротник гимнастёрки, в тесном кругу своих друзей.