Картины Победы: Низвержение вражеских знамён в тишине отмытой площади
Картины Победы: Низвержение вражеских знамён в тишине отмытой площади
05 февраля 2020 - 15:36
Картины Победы: Низвержение вражеских знамён в тишине отмытой площади 05 февраля 2020 - 15:36
Елена Киреева

 

Война оставила тяжёлый след в судьбе советского народа и сформировала целое поколение поэтов, писателей и художников-фронтовиков, которые неизменно возвращались к этой сложной и трагической теме. Но насколько велика боль от этих событий, настолько велико и сияние славы, которую одержала наша страна-освободительница.
Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины», 1949, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

К стенам Кремля

Эта светлая радость, твёрдость и непоколебимость особо ощущается в картине «Триумф победившей Родины» Михаила Хмелько. На этом историческом полотне запечатлён символический момент низвержения вражеских знамён, который состоялся во время знаменитого Парада Победы 24 июня 1945 года.. Бойцы советской армии с силой бросают штандарты поверженного противника к подножию Мавзолея. За торжественной церемонией наблюдает с возвышения руководство страны, но оно практически размыто в дымке водяного тумана. Проливной дождь до блеска отмыл площадь, словно совершая обряд очищения. И в абсолютной тишине, которая передаётся приглушёнными красками картины, солдаты страны Советов несокрушимой волной выносят отнятые неприятельские стяги. Каждый жест полон пренебрежения – тяжёлые штандарты волочатся по земле, солдаты в перчатках, чтобы не прикасаться к этим знакам убийства и порабощения.

Особое значение художник придаёт блистательным маршалам Победы. Отчётливо узнаваемы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и многие другие.

 

Во имя Родины

Начало войны Михаил Хмелько встретил в Брест-Литовском укрепрайоне. Выдержав массированное наступление врага, дивизия, в которой он находился, с большими потерями вырвалась из окружения и с боями пробилась к Нежину, где соединение было реорганизовано. Художник прошёл переподготовку на минёра-картографа, но вскоре был контужен, а потом ранен. Восстановиться он не успел, так как Лубны, где располагалась санчасть, подверглись атаке противника. Бойцу снова пришлось пробиваться к своим через линию фронта, скрываясь от украинских полицаев, которые беспредельничали на оккупированной фашистами территории. Выйти к своим он не смог и лишь в 1943 году, после освобождения Киева, встретив советских разведчиков, после тщательной проверки был зачислен в бригаду фронтовых художников политуправления 1-го Украинского фронта.

Всё, что он пережил за это время, Михаил Хмелько отобразил на своём полотне: решительность бойцов, благодарность командирам, радость от того, что война закончена, веру в светлое свободное будущее. К сожалению, художник тяжело встретил распад Советского Союза, а потом стал свидетелем возрождения украинского национализма и фашизма – того, против чего он, автор таких полотен, как «Триумф победившей Родины» и «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», всю жизнь боролся.

 

Исторический анекдот

Известный исторический анекдот гласит, что, когда «отец народов» знакомился с произведениями, которые были отобраны для получения престижной Сталинской премии, он задержался у картины Хмелько дольше, чем у других. А после того как обошёл всю экспозицию, вернулся снова и безапелляционно распорядился представить автора к премии первой степени. Художник был отмечен престижной наградой дважды в жизни.

 

Публичная казнь

В Параде Победы принимали участие около 35 тысяч человек. Повержение знамён противника стало кульминацией мероприятия. Этот особый обряд был заимствован у суворовских войск, которые также устраивали казнь отбитым воинским знакам отличия противника.