Картины Победы: короткие мгновения отдыха после боя с мыслями о будущем
Картины Победы: короткие мгновения отдыха после боя с мыслями о будущем
04 марта 2020 - 16:46
Картины Победы: короткие мгновения отдыха после боя с мыслями о будущем 04 марта 2020 - 16:46
Елена Киреева

 

Советские художники не только показывали, насколько трудным для наших солдат был путь к Победе, изображая бойцов в наиболее решающий момент жестокого боя с противником. Иногда кровь, пот, гарь от пожарищ уступали место почти лирическим, но не менее сильным в драматическом плане картинам. К таким произведениям можно отнести «Хлеб» художника из Татарстана Александра Родионова.
Александр Родионов «Хлеб», 1974, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Дневник памяти

Незадолго до начала войны Александр Родионов успел закончить Ташкентское художественное училище, но, как и многие молодые люди его поколения отправился на фронт, а там в редкие минуты затишья между боями в нём раскрывался талант живописца. Он делал зарисовки, создавая своеобразный дневник всему увиденному, посвящая его памяти павших товарищей. Именно эти короткие мгновения отдыха красноармейцев после жаркого боя стали ведущей темой его творчества. Почти все его военные картины написаны по личным воспоминаниям.

В эти минуты тишины он отчётливо видел мельчайшие оттенки чувств однополчан: бесконечную любовь к своей земле, щемящую тоску по дому, решимость идти до конца. С ноября 1944 года гвардии лейтенант Александр Родионов стал работать художником в редакции фронтовой газеты «Во славу Родины». По долгу службы часто бывал на передовой, где писал портреты солдат и командиров. В боевых условиях он передавал в номер готовые рисунки, воодушевляя бойцов Красной армии, показывая героев, которые отличились в сражениях уже на территории гитлеровской Германии. Как непосредственный участник боевых действий художник-фронтовик был награждён орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги».

 

Поле битвы

Картина «Хлеб» также относится к автобиографическим полотнам художника. Орудия молчат – атака противника отбита. Лишь обгоревший остов танка и поднимающийся столб дыма на заднем плане напоминают о том, что здесь недавно шёл бой. Земля щедро обогрета солнцем, и сама природа оживает от жёсткой схватки – воздух наполняется стрекотанием насекомых, пением птиц, ароматами полевых цветов и созревающей пшеницы.

Но этот щедрый урожай некому убирать – крестьяне тоже встали в строй, чтобы защитить свою страну. И главные герои «Хлеба» – жители российских деревушек, которым примятый хлеб, эта земля и раскинувшееся над ними небо невероятно дороги.

В это мгновение зритель может с лёгкостью проникнуть в тяжёлые, тягучие мысли одного из бойцов, который пересыпает из ладони в ладонь золотое зерно, тоскуя по мирному делу, родному дому и загубленному урожаю. А ведь в тылу так не хватает хлеба – берегут каждую крошку! Скорее всего, при этом солдат ведёт тихий разговор, и в его слова вслушиваются товарищи, но каждый из них думает о чём-то своём. Символично, что один из собеседников – совсем юный парнишка с волосами цвета спелой пшеницы. Автор как бы подчёркивает, что пехотинец – плоть от плоти своей родной земли.

Художник создал яркую, пронзительную и искреннюю картину, показав одновременно и то, что солдаты горячо тоскуют по дому, но в то же время они заряжены на дальнейшую борьбу. Победа над врагом важна, поэтому красноармейцы будут биться за неё насмерть. Тем более сияющая, как это летнее солнце, Победа – это твёрдая уверенность в том, что можно вернуться к знакомым с детства занятиям, это возможность заново созидать разрушенную мирную жизнь.