Как уберечь ребенка от ошибок
Как уберечь ребенка от ошибок
25 марта 2019 - 09:06
Как уберечь ребенка от ошибок 25 марта 2019 - 09:06
Елена Гоголева

 

Если деструктивное поведение демонстрирует ребёнок из так называемой неблагополучной семьи – дело одно. Ну что взять с мальца, отец которого то и дело сидит в тюрьме, а между ходками беспробудно пьёт и поколачивает мать? Но бывает и по-другому. Малыш растёт в любви и достатке. Любящие мама и папа не жалеют на него ни времени, ни сил, ни денег. Но ребёнок, который ещё вчера был милым и послушным, вмиг обрастает иголками. Хамит, пробует алкоголь, ведёт себя агрессивно, а быть может, и преступает закон…
Фото: Михаил Гладчук

В таких случаях окружающим остаётся лишь растерянно пожимать плечами. А перед родителями возникают два закономерных вопроса: кто виноват и что, собственно, делать? Ответы с помощью экспертов выясняла «Крымская газета».

 

«Сын начал воровать»

Вера Соколова с мужем (имена и фамилии героев истории изменены) живут в Белогорском районе и воспитывают сына-подростка Егора. Семья самая что ни на есть обычная – работа, уроки, совместные прогулки по выходным. Егор, как большинство детей, рос подвижным и любознательным мальчиком. Однако в первых классах школы всё поменялось.

– Он стал абсолютно неуправляемым, начал врать, – рассказывает Вера. – Но самое печальное даже не это. Егор начал воровать!

Сначала мальчик опустошал карманы родителей. Потом принялся и за близлежащие магазины… Ни разговоры по душам, ни наказания не помогают. Отчаявшись, Вера даже обратилась за помощью к местному участковому. За очередную кражу тот на несколько часов посадил Егора в ИВС. И, стоит отметить, это возымело эффект – на какое-то время школьник перестал брать чужое. Но вскоре агрессия и непонимание вернулись…

Детский и семейный психолог, сертифицированный психолог-консультант в методе позитивной психотерапии Илья Корниенко считает подобные наказания не только непедагогичными, но и противоправными:

– В действиях родителей и участкового я вижу нарушение прав ребёнка. При этом я ни в коем случае не оцениваю поведение взрослых как хорошее или плохое, уверен, у них есть свои обстоятельства себя так вести, но то, что их поведение неправомерно, для меня это факт.

При этом государство предусмотрело несколько инструментов помощи родителям, которые не могут самостоятельно справиться с аморальным, противоправным или антисоциальным поведением детей и подростков. Участвует в этой работе и крымский Минобраз, и правоохранители, и социальные службы, и общественники…

Так, с 2016 года ГБУ РК «Центр социальной адаптации» реализует инновационный проект профилактической работы с проблемными подростками с говорящим названием «Перспектива». Программа была отобрана по итогам конкурса социальных проектов, проводимого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
(г. Москва). Цель проекта – это профилактика девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних, оказание социальной поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних, склонных к правонарушениям или вступивших в конфликт с законом.

Уполномоченный по правам ребёнка в РК Ирина Клюева уточняет, что в рамках проекта разработан и утверждён рабочий вариант программы мероприятий, направленных на оздоровление, обучение конструктивным навыкам и их практическое применение в широком социуме.

Так, сотрудники Центра социальной адаптации проводят подростковые сборы, наполненные тренингами и викторинами, увлекательными поездками по памятным местам Крыма, конкурсами и квестами.

Отличительная черта социального проекта «Перспектива» – индивидуальный подход к каждому подростку и дальнейшее социальное сопровождение семьи в течение всего периода его реализации. Специалисты центра оказывают профессиональную консультационную помощь в сферах зависимого и созависимого поведения, возрастной психологии, коррекции поведения и воспитания детей, внутриличностных проблем.

Программа «Перспектива» рассчитана на подростков 10-16 лет. С каждым конкретным ребёнком работа проводится до 10 дней. Проект реализуется во время школьных каникул и включает три блока: общий, практический и оздоровительно-развлекательный.

Реализующий программу Центр социальной адаптации находится по адресу: Бахчисарайский район, село Почтовое, улица Шевченко, 23а. Телефоны для справок: (06554)
7-24-32, +7 (978) 13-17-222.

 

Первая помощь

Множество мероприятий для трудных подростков проводят и Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи, которые привлекают к этой работе благотворительные и общественные организации, предпринимателей и волонтёров. Кстати, именно в такие центры советует в первую очередь обращаться родителям Ирина Клюева.

– Я рекомендую всем, кто нуждается в психологической, социальной помощи, обращаться в центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи по месту проживания, – подчёркивает Уполномоченный по правам ребёнка в РК. – Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе – одна из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый осознаёт, что совершаемые им противоправные деяния порой ведут к тяжёлым и трудно исправимым последствиям. Если родители не могут самостоятельно справиться с ребёнком, то им необходим специалист. А специалисты центров смогут оказать данную помощь, взять семью на социальное сопровождение – это входит в их функциональные обязанности. Вся информация о центрах есть в Интернете с адресами и телефонами.

Не остаются в стороне и правоохранители, которые регулярно проводят профилактические мероприятия для стабилизации подростковой преступности. Кроме того, в прошлом году Министерством образования, науки и молодёжи РК при непосредственном участии МВД по Республике Крым на базе детского оздоровительного лагеря «Берег» (г. Алушта) была впервые проведена профильная смена «Патриот» для детей, состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД по РК.

Детский и семейный психолог, сертифицированный психолог-консультант в методе позитивной психотерапии Илья Корниенко:

– Всё очень индивидуально. Дети могут преследовать достаточно широкое количество целей, проявляя деструктивное поведение. Например, это может быть привлечение внимания. Как правило, детям достаточно трудно заявить о себе конструктивным способом, сказать: «Мама, папа, я существую, уделите мне качественное время, побудьте со мной, разделите со мной мои чувства, поиграйте со мной, обратите на меня внимание, мне его так не хватает». И дети привлекают это внимание своими разнообразными деструктивными способами, среди которых и воровство. Механизм простой: я сделал что-то плохое – родители проявили какую-то реакцию на это, как правило, яркую и эмоциональную – я получил внимание, значит, меня замечают, значит, я живой.

Это может быть борьба за власть. Ребёнок может не ощущать своё особое место в этой семье, свою уникальность и индивидуальность. У него может не быть сфер ответственности в семье, где он главный и значимый. Хотя он мог бы быть, например, отличным организатором семейного досуга, где он выбирает время и место отдыха. Или ещё кем-то быть, это не так важно. И он может подчёркивать свою значимость воровством: «Я могу и сам себя обеспечить, я взрослый, я значимый».

Это может быть местью. Например, ребёнок застрял в обиде на родителей за какое-то событие, важное для него. Это событие совместно не было проговорено, не было разрешено семейно. Родители могли уже и позабыть об этом. А ребёнок будет искать способ отомстить.

Чаще всего все эти механизмы, конечно, же не осознаны детьми, они не специальны и не спланированы. Дети проявляют и реализуют свои «ошибочные цели» бессознательно. На мой взгляд, лучшее, что могут сделать родители в таких ситуациях, – это увидеть истинные цели и потребности своего чада. Ему же не эти шоколадки из магазинов нужны, например, и не эти деньги из родительских карманов, всё далеко не так линейно, это лишь внешний уровень. Что там внутри, я думаю, знает любой родитель, другой вопрос, готов ли он это признать, и как результат – помочь ребёнку удовлетворить его истинную цель.