Как сегодня казначейство управляет общественными деньгами
Как сегодня казначейство управляет общественными деньгами
15 января 2019 - 12:30
Как сегодня казначейство управляет общественными деньгами 15 января 2019 - 12:30
В России формируется масштабная система развития цифровой экономики. Как на практике внедряется цифровое управление общественными финансами, «Крымской газете» рассказал заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым Максим Миронов.

– Можно сказать, что казначейство задаёт вектор цифрового управления общественными финансами, – уточнил собеседник. – Поскольку работа с документами и информацией в электронном виде обусловлена внедрением Федеральным казначейством высокопроизводительного оборудования и современных технологий, в том числе по выдаче сертификатов ключей проверки электронной подписи и созданию системы защиты информации. Это позволяет обеспечить идентификацию участников бюджетного процесса юридически значимой цифровой подписью.

– Кому выдаются эти сертификаты и для чего?

– Сертификаты ключей выдаёт удостоверяющий центр Федерального казначейства (УЦ) сотрудникам организаций – заявителям для работы в государственных информационных системах. Они могут использоваться для идентификации и авторизации на порталах органов государственной власти, предоставляющих услуги гражданам в цифровом, электронном виде. Например, для подтверждения личности на портале госуслуг (gosuslugi.ru) нет необходимости вводить логин, пароль и подтверждать вход на портал кодом из смс-уведомления.

По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в спектре порталов не менее 7000 уникальных сайтов органов власти.

Удостоверяющим центром Федерального казначейства введён в эксплуатацию портал «Формирование запросов на сертификаты» (fzs.roskazna.ru). Он оптимизирует процесс получения сертификатов ключей и позволяет формировать первичный запрос на сертификат. Здесь осуществляется как плановая смена сертификата с использованием электронной подписи (при условии, что ранее предоставленные в УЦ сведения не изменились), так и поиск выданных УЦ сертификатов, а также формирование справки о статусе сертификата, проверка подлинности электронной подписи под электронным документом.

– Насколько надёжно в нынешних непростых реалиях цифровое управление общественными финансами?

– Программа импортозамещения, которая реализуется в стране, нацеливает Федеральное казначейство на применение сертифицированных отечественных средств криптографической защиты информации и программных продуктов. Это позволило перейти к трансформации процесса ведения бюджетного учёта на базе государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» («Электронный бюджет», budget.gov.ru). Система включает в себя централизованные и сервисные подсистемы: бюджетное планирование, управление расходами, управление доходами, управление денежными средствами, управление закупками, управление госдолгом и финансовыми активами, управление нефинансовыми активами, управление кадрами, финансовый контроль, ведение нормативно-справочной информации, ведение учёта и отчётности, информационно-аналитическое обеспечение, управление национальными проектами. В «Электронном бюджете» уже осуществляется ведение базовой нормативной справочной информации (КБК, ОКТМО, ОКАТО и пр.); ведение сводного реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса; доведение бюджетных данных и ведение лицевых счетов распорядителей бюджетных средств федерального бюджета; сбор отчётности; формирование аналитической отчётности; ведение реестра соглашений о предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов субъекту Российской Федерации и постановка на учёт бюджетных и денежных обязательств.

А на 2019 год запланированы создание «Личного кабинета» администратора доходов, централизация казначейского сопровождения и осуществления бюджетных платежей в соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса. В 2020 году по итогам реализации проекта, обеспечивающего прозрачность, открытость и подотчётность власти, 52 федеральных госоргана, а это более 1500 организаций – получателей и распорядителей бюджетных средств, перейдут на централизованное ведение бухгалтерского учёта и формирование бюджетной отчётности. С этого же года запланирована реализация централизованных процессов: открытие и ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств; осуществление бюджетных платежей и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса; финансовый контроль, учёт кадровых ресурсов и нефинансовых активов. К 2021 году кассовое обслуживание субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет осуществляться в подсистеме управления расходами «Электронного бюджета».

– Федеральное казначейство развивает только систему «Электронный бюджет»?

– И ещё ряд других. Это Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), государственная автоматизированная система «Управление» (ГАСУ), официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (официальный сайт ГМУ), портал автоматизированной системы Федерального казначейства «Система удалённого финансового документооборота» (АСФК, СУФД-портал). Все они вместе с «Электронным бюджетом» функционируют в Единой облачной инфраструктуре Федерального казначейства.

К примеру, ГАСУ (gasu.gov.ru) представляет собой комплекс информационных систем и ресурсов для принятия управленческих решений в сфере государственного управления и устранения дублирующих потоков и запросов аналитической информации между органами государственной власти. Являясь агрегатором данных и информационным хабом, она обеспечивает формирование и обработку сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, официальной государственной статистике, данных, необходимых для управленческих решений в сфере государственного управления и стратегического планирования. В основном система интегрирована с информационными ресурсами потребителей и поставщиков информации, формы ввода информации в ГАСУ представляют собой вспомогательный инструмент. Календарь с напоминаниями о контрольных сроках и датах в «Личном кабинете» поставщика информации позволяет эффективно и оперативно предоставлять данные по запрашиваемым показателям. ГАСУ формирует рейтинг субъектов Российской Федерации по ключевым показателям мониторинга: монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), исполнение майских указов Президента Российской Федерации, контрольно-надзорная деятельность, лицензирование отдельных видов деятельности, ГЛОНАСС, предоставление государственных и муниципальных услуг, взаимодействие через единую систему межведомственного электронного взаимодействия и другие.

А СУФД-портал (roskazna.ru) – результат развития технологий в рамках проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации». Это web-приложение, доступное через Интернет нашим клиентам для онлайн-взаимодействия участников бюджетного процесса с АСФК.

Напомню, с 2017 года появилась возможность прямого взаимодействия с национальной системой платёжных карт. Что в свою очередь позволило делать выплаты по обязательному социальному страхованию физическим лицам на карты платёжной системы «Мир». В 2019 году будет развиваться инфраструктура выпуска и обслуживания электронных сертификатов, представленных в виде записи в соответствующем реестре. Они удостоверяют право гражданина РФ на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ и услуг с их оплатой за счёт средств бюджета. Как видите, развитие информационных систем и формирование единого бюджетного информационного пространства – реальный вклад Федерального казначейства в развитие цифровой экономики страны в целом и Крыма в частности.