Как обезопасить школьников в интернете от извращенцев, мошенников и суицидальных групп?
Как обезопасить школьников в интернете от извращенцев, мошенников и суицидальных групп?
03 ноября 2017 - 10:40
Как обезопасить школьников в интернете от извращенцев, мошенников и суицидальных групп? 03 ноября 2017 - 10:40
Елена Гоголева

Психологи в один голос твердят о том, что дети – особенно подростки – нуждаются в определённой свободе, а любящие мамы и папы просто обязаны уважать личное пространство и тайну переписки своих чад… «Крымская газета» при помощи экспертов искала ту невидимую грань, которая отделяет заботливых родителей от домашних диктаторов.

Дети в Сети

В российских школах стартовал проект, направленный на повышение информационной безопасности во Всемирной паутине. Проект под названием «Единый урок безопасности в интернете» проходит в стране уже в четвёртый раз. Запланированы круглые столы, викторины, тематические уроки в школах, лекции и родительские собрания. Ожидается, что более 12 миллионов подростков узнают, как защитить свои персональные данные, как совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научатся анализировать правдивость и достоверность информации в Сети.

– Наши исследования показывают, что с каждым годом дети ведут все более самостоятельную жизнь в интернете, – считает сенатор Людмила Бокова, одна из инициаторов проведения Единого урока, председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. – Они играют в многопользовательские игры, общаются в соцсетях и мессенджерах, смотрят фильмы. Соответственно повышаются различные риски. Мероприятия Единого урока направлены на то, чтобы снизить их и предложить детям интересные альтернативные варианты пользования интернетом.

 

Первое знакомство

Многие мамы, желая выкроить минутку времени для приготовления обеда или просмотра любимой телепередачи, вручают малышу планшет или ноутбук. Ребёнок смотрит в интернете мультики или играет в игры, не мешаясь под ногами и не отвлекая родителей. Но с какого возраста стоит знакомить детей со всемирной паутиной?

— Главное не возраст знакомства с интернетом, а цель и содержание этого знакомства. Такой процесс аналогичен знакомству с улицей, природой. Вряд ли адекватные родители выставят младенца посреди автотрассы, чтобы он получше познакомился с обстановкой. Скорее будут выводить под присмотром, наблюдая, указывая на недопустимое поведение и опасности. А в более старшем возрасте во время самостоятельных прогулок детей мудрые родители уточняют круг друзей ребенка и берут контакты их родителей. В интернете примерно также. Можно и в раннем возрасте с ребёнком искать развивающие сайты и выполнять на них задание, но всё это под контролем родителей. И, безусловно, ребёнка нужно обучать безопасному поведению в интернет-пространстве, — считает доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии КИПУ Анжелика Лучинкина.

Детский и семейный психолог, сертифицированный психолог-консультант в методе Позитивной Психотерапии Илья Корниенко советует родителям отложить знакомство детей с интернетом до того момента, когда малыш сам им заинтересуется:

— С интернетом стоит знакомить ребёнка с того момента, когда он сможет самостоятельно произнести вслух слово «интернет». То есть ориентироваться на запрос, если он ещё не поступил, то и спешить, на мой взгляд, некуда. Период формирования вопроса «А, что такое Интернет?» сугубо индивидуален. С учётом познавательной активности детей, при достаточной сформированности психических процессов, такой вопрос легко можно услышать уже к двум с половиной годам жизни. И, конечно, было бы хорошо, чтоб ответ на подобный вопрос звучал с учётом, всё тех же, возрастных особенностей. Например, малышу в два с половиной года, скорее всего, будет достаточно услышать что интернет — это такой способ связи между людьми. В свою очередь ответ на вопрос шестилетнего может быть более развёрнутым.

 

Тайна личной переписки

— Личное пространство у ребёнка должно существовать, как бы вам не хотелось в него проникнуть. Я вообще считаю что даже в комнату к ребёнку, не зависимо от того два года ему или восемнадцать, уместно входить со стуком. Это поможет сохранить его границы и научит уважать границы родителей и других людей. Ребёнок впитает подобное уважительное поведение, как губка, что впоследствии ему только поможет во взрослом взаимодействии с людьми, — настаивает Илья Корниенко.

Анжелика Лучинкина в свою очередь советует пересмотреть отношения с ребенком:

— С подростками сложнее, особенно если в семье не сформирована атмосфера доверия. Следует помнить, что наиболее авторитетными для подростков являются сверстники. И, на мой взгляд, в социальных сетях зависают, в основном, те подростки, которые или лишены возможности нормального общения с одноклассниками, или имеют большой резерв свободного времени. В обоих случаях родителям нужно обеспокоиться. Подростку нужны друзья, нужны новые впечатления. Нормальный для родителей ритм "дом-школа-улица-дом" для тинейджеров кажется скучным и нагоняет тоску. Нужна перестройка системы воспитательной работы в школах и нормализация отношений в семьях. Родителям нужен психологичсекий ликбез. Тогда отпадёт необходимость читать переписку.

 

Грани дозволенного

Психологи в один голос твердят о том, что в семье должны быть определённые правила, в том числе в отношении компьютера и Интернета. Их нужно обговорить вместе с ребёнком и никогда не нарушать.

— Границы в целом очень важны в воспитании детей, будь то режим дня или «борьба» за свои игрушки в детской песочнице. Если между родителями и ребёнком существует договорённость относительно этих вопросов, то скорее всего и с времяпровождением за компьютером, будет всё в порядке. Взрослым важно быть последовательными. Если есть договоренность, что мы ложимся спать в 21:00, то не нужно соглашаться на просьбы «Мама/папа, ну ещё 5 минуток». Это правило будет работать и с интернетом, и компьютером, — отмечает Илья Корниенко.

Наш собеседник не отрицает, что, скорее всего, рано или поздно ребёнок захочет проверить родителей на прочность и взбунтуется против установленных правил. Здесь возможны и слёзы, и капризы, и даже истерики. В такой ситуации родителям важно твёрдо стоять на своём, не позволяя чаду нарушать достигнутые ранее договорённости.

— В этом моменте нужно не осуждать, а наоборот проговорить любя, что вы понимаете своего малыша и его недовольство. Иначе просто может произойти хаос, полный сбой режима дня, несерьёзное отношение к договоренностям и родителям в целом, — отмечает психолог.

 

Эффект запретного плода

Желая оградить ребёнка от всех невзгод интернета, некоторые родители пытаются взять сетевую жизнь дочери или сына под тотальный контроль. Но результат – увы! – нередко оказывается противоположным. Дети отдаляются, от родителей, начинают скрывать и обманывать. К тому же чем больше табу, тем больше интерес ребенка к этим «запретным плодам».

— Очень важен тот факт, что перегибом в вопросе контроля, родители имеют все шансы стать врагами и тиранами. И тут как раз, образуется уязвимое место для всяких «плохих дядь», в жизни вашего ребёнка. Изначально «плохой дядя» может стать понимающим другом, который может выслушать, дать совет и поддержать, в отношении непонимания между ребёнком и его родителями. Ну а что может произойти дальше, думаю, рассказывать не стоит, — отмечает Илья Корниенко.

Впрочем, это совсем не значит, что нужно полностью отстраниться от ситуации и пустить дело на самотёк!

— С раннего возраста с ребёнком нужно проговаривать правила безопасного поведения. И хорошо помнить, что предоставление неподготовленного ребенка самому себе в интернет-пространстве равносильно выбрасыванию его в незнакомом городе без адреса и контактов родителей. Поможет и программа родительского контроля, но личную беседу, родительский пример и сопровождение они не заменят, — уверенна Анжелика Лучинкина.

 

5 советов родителям

1. Независимо от возраста ребёнка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты.

2. Если ваш ребёнок имеет аккаунты в социальных сетях, внимательно изучите, какую информацию он и его друзья помещают в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

 3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребёнка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона вашего ребёнка или ваш домашний адрес).

 4. Поощряйте ваших детей сообщать обо всём странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

 5. Будьте в курсе сетевой жизни своих детей. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернете, так же, как интересуетесь реальными друзьями.