Как крымского летчика спасала вера в своём превосходстве над врагом
Как крымского летчика спасала вера в своём превосходстве над врагом
28 января 2020 - 14:32
Как крымского летчика спасала вера в своём превосходстве над врагом 28 января 2020 - 14:32
Никита Петров

 

В Крыму семья Вильямсонов оказалась, когда глава семейства вернулся израненным с полей сражений Первой мировой войны. Здесь в 1918 г. и родился наш герой – Александр Вильямсон. Но отцу климат не помог – в 1919 г. он умер. Мать, учительница начальных классов, одна воспитала двух дочерей и двух сыновей, всем постаралась дать образование.
Самолёт-перехватчик МиГ-31 «Александр Вильмсон». Сам Александр Александрович – в центре.

Из плеяды Покрышкина

Александр окончил семилетку, два курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума, поработал на металлургическом заводе в Керчи, электромонтёром на заводе в Симферополе. А параллельно занимался в аэроклубе. И когда в 1940 г. его призвали в Красную армию, то по комсомольской путёвке направили в лётное училище. В июне  1941 г. Александр Вильямсон окончил Качинскую военно-авиационную школу. И все четыре года Великой Отечественной войны прослужил в 298-м истребительном полку, ставшем впоследствии 104-м гвардейским. Полк входил в дивизию, которой командовал выдающийся воздушный ас Александр Иванович Покрышкин. Из этой дивизии вышла целая плеяда Героев Советского Союза. К ней принадлежит и Александр Александрович Вильямсон.

Когда группа выпускников Качинской авиационной школы пришла в полк в 1941 г., оказалось, что для них просто нет самолётов. Тогда Александр Вильямсон решил самостоятельно отремонтировать побывавший в аварии истребитель И-16. Помог довоенный опыт работы на заводе, советы опытных механиков. Вскоре самолёт поднялся в воздух. Первая победа была одержана в районе Запорожья, вторая – западнее города Красный Луг. Так начался его боевой счёт. Младший лейтенант Вильямсон многократно попадал в критические ситуации, всегда его спасали быстрота реакции, сила воли, мастерство быстро повзрослевшего пилота.

 

Если уж вцепился

В одном из представлений к боевой награде отмечен эпизод, случившийся 10 апреля 1943 г. В этот день дежуривший на аэродроме Александр Вильямсон по сигналу с командного пункта вместе с ведомым поднялся в воздух. Набрав высоту, он обнаружил немецкий самолёт-разведчик Ю-88, скрывавшийся за облаками. Противник, заметив преследователей, начал резко набирать высоту.

Но оказалось, что советские лётчики поднялись в небо без кислородных масок. Вскоре им стало трудно дышать. Высота 6-7 тысяч метров… В глазах пошли разноцветные круги. Вильямсон решил стрелять с дальней дистанции. Несколько точных пушечно-пулеметных очередей, и «юнкер», дымя двигателем, пошёл вниз. Подбитый фашистский разведчик пошёл вниз, к своей территории. Вцепившись в «добычу», Александр с ведомым зажали «немца», вынудив сесть в расположении наших войск. Взятый в плен немецкий лётчик никак не мог поверить, что его подбили советские пилоты, летевшие не только на огромной для их истребителей высоте, но и без кислородных масок.

Правда, так везло не всегда. 5 мая 1943 г. в неравном бою с 12 «месершмиттами» Вильямсон был ранен в голову. Но до последнего не выходил из боя и сел с залитыми кровью глазами, но в составе своей группы.

28 августа 1943 г., выполняя пятый за день боевой вылет с группой из шести советских истребителей Р-39 «Аэрокобра», Александр вновь ввязался в схватку с противником, превосходящим по силе в два раза. Вновь ранение в голову, вновь посадка почти вслепую на изрешечённой пулями машине. Едва шасси коснулось земли, Александр потерял сознание. Очнулся уже в госпитале.

 

Каждый орден – рассказ о подвиге

Командуя эскадрильей, старший лейтенант Вильямсон прославился в боях на 4-м, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Всего за войну Александр Александрович Вильямсон совершил 382 боевых вылета, провёл 66 воздушных боёв, сбил лично 25 самолётов врага и шесть – в группе. Последнюю победу воздушный ас одержал в небе над Берлином 28 апреля 1945 г.

9 мая 1945 г. для него война не закончилась. Дивизия Покрышкина сопровождала 3-ю гвардейскую танковую армию в рейде через Рудные горы в Чехословакию на помощь восставшей Праге.

Подвиги Александра Вильямсона были достойно оценены. Два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды – так отмечен боевой путь лётчика. Его командир – трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин – писал о наградах своего подчинённого: «…Каждый орден – это рассказ о подвиге, о том, как в бою проявлялись его отвага, хладнокровие в самый опасный момент, умение ориентироваться в трудной обстановке и никогда не терять веру в своё превосходство над врагом, в свою победу…»

В числе лучших лётчиков прославленного 104-го гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка Александр Вильямсон участвовал в Параде Победы в Москве. Уже после него, на приёме в Кремле, ему была вручена «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны он продолжил службу в авиации. В 1953 г. окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы. Был заместителем командира, а с 1958 по 1960 годы – командиром 764-го истребительного авиационного полка ПВО. Лётчики этого полка весной 1960 г. участвовали в знаменитой охоте на американский самолёт-разведчик У-2, позднее сбитый зенитчиками.

С небом ему пришлось распрощаться в том же году, в звании полковника – начали сказываться последствия ранений. После работал в Симферопольском аэропорту. Умер Александр Александрович Вильямсон 23 февраля 1986 г. Похоронен на кладбище Абдал в Симферополе.

 

Имя – школе и самолёту

В 2016 г. его имя получила зуйская средняя школа № 1 в рамках патриотического проекта Общероссийского народного фронта «Имя героя – школе».

Но и военные лётчики не забывают о нём. Сегодня имя Александра Вильямсона носит самолёт МиГ-31. Он входит в ту часть, в которой в годы войны служил наш земляк. После торжественной церемонии присвоения имени за штурвал самолёта «Александр Вильямсон» сел подполковник Валерий Овчаренко. И, казалось, память о Герое материализовалась в современной боевой машине. В 2006 г. Валерий Овчаренко получил орден Мужества за управление в исключительных условиях: у границы стратосферы кабина машины разгерметизировалась – пилотов спасли костюмы, и Валерий Овчаренко