Как крымчане чехов и англичан удивляли
Как крымчане чехов и англичан удивляли
20 декабря 2015 - 19:49
Как крымчане чехов и англичан удивляли 20 декабря 2015 - 19:49
Антон Павлов

 

Только здесь, в Народном музее истории трамвая и троллейбуса, можно увидеть 3D-трамвай, сконструированный во времена, когда о такой находке человечества ещё даже не слышали.
Макеты первых машин марки «шкода», 8 ТР, 9 ТР и 14 ТР.

Первая женщина-вагоновожатая 

В административном здании, именуемым сегодня Крымским республиканским производственным предприятием «Крымтроллейбус», открывает свои двери музей, бережно хранящий историю развития электротранспорта в Симферополе. Войдя сюда, попадаешь в небольшое помещение площадью не более 15 кв м. Как говорит архивист, он же хранитель музея Андрей Славный, отсюда всё и начиналось. Здесь собиралась самая первая экспозиция, и лишь спустя время к музею «прирезали» второе, а за ним и третье помещение – всего получилось около ста кв м. Это позволило тематически выделить три главных направления в развитии электротранспорта: историю трамвая, троллейбуса, а также показать жизнь Крымского троллейбусного управления в настоящее время.

Зал истории трамвая особо интересен тем, что открывает двери в удивительное прошлое Симферополя. Многие горожане уже и позабыли, а некоторые, возможно, и не знали, что раньше на улицах города курсировал трамвай. Симферопольский трамвай начал функционировать сразу после евпаторийского – 31 июля 1914 года. На всех трёх линиях эксплуатировались 20 вагонов бельгийских марок «рагено» и «годарвиль», постепенно их заменили мытищинскими, а потом ленинградскими и даже трофейными – кёнигсбергскими. Это был расцвет симферопольского трамвая: рекордное количество пассажиров – 39,7 млн человек – были перевезены за 1956 год. К тому времени протяжённость путей составила 26,7 км, а количество вагонов перевалило за 90.

Александр Славный рассказывает об экспозиции, посвящённой ВОВ.

Однако к 1966 году власти приступили к ликвидации трамвайных линий, появилась альтернатива – троллейбус, который стал теснить трамвай, и к 70‑му году вытеснил совсем. Благодаря музею сохранились сумка кондуктора трамвая, билетно-кассовый аппарат с настоящими билетами внутри, стоимостью по 3 копейки. В экспозиции также есть множество фотографий легендарных работников трамвая, среди них – снимок первой женщины-вагоновожатой Марии Литвиненко.

Но самым удивительным экспонатом в музейной коллекции можно назвать макет троллейбуса. На первый взгляд это лишь часть вагона с кабиной машиниста, однако стоит заглянуть внутрь, и уже видишь полноценный салон с деревянными скамейками. Конструктор этого необычного трамвайного вагона добился эффекта реальности благодаря, как бы сейчас выразились, 3D. Сконструировал его самый рядовой сотрудник трамвайно-троллейбусного предприятия, маляр с шестью классами обучения за плечами Василий Куржев. Ещё множество работ этого уникального человека, творца от природы, находится в музее.

Мастера-умельцы 

Во втором зале, где подобраны экспонаты об истории развития троллейбуса, стены завешены эксклюзивными фото о строительстве дороги на Южный берег Крыма. Как рассказывает хранитель музея, историк по образованию Андрей Славный, таких темпов работы строительства больше не было в истории Крымского полуострова. Первую очередь Симферополь – Алушта завершили всего за 11 месяцев. А ведь это было в далёком 1959 году! Появление троллейбуса очень положительно сказалось на развитии и Симферополя. Старые фото живо восстанавливают картины того времени: на них можно увидеть, что с троллейбусным движением в городе появились две новых улицы – Гагарина и Институтская (современный проспект Вернадского). Среди экспонатов музея есть множество кубков, завоёванных сотрудниками предприятия «Крымтроллейбус» в разные годы, медали, архивные документы, описывающие, как проходили испытания троллейбусов, подарки, книги. Есть здесь и искусно выполненные всё тем же мастером-самоучкой Василием Куржевым макеты троллейбусов. Машины марки «шкода», 8 ТР, 9 ТР и 14 ТР. Первых уже не осталось, а последние два до сих пор курсируют по городу и выходят даже на трассу.

Уникальный дизель-трол­­лейвоз.

– У нас есть троллейбус марки «шкода» с бортовым номером 3400, который вот уже 43 года ходит по городу, хотя срок службы у них 10-12 лет. Несколько лет назад к нам приезжали посол и консул из Чехии, они были в предынфарктном состоянии, увидев этот троллейбус. Как сказал консул, у них в музее таких нет троллейбусов, какие у нас ходят по городу, – рассказывает Андрей Славный.

А всё дело в том, что сотрудники-умельцы предприятия научились не только капитально ремонтировать приобретаемую технику, но и стали сами производить детали к ней – более 170 наименований! На выставке можно увидеть различные запчасти для троллейбусов, изготавливаемые в цехах предприятия.

На старых уникальных фото также запечатлены грузовые троллейбусы, которые отвозили на ЮБК продукты питания и строительные материалы, а также исторический дизель-троллейвоз. Эта машина передвигалась, как и все троллейбусы, с помощью электричества, но в случае необходимости могла ехать, как обычный автомобиль – на дизеле.

Очень запоминающийся экспонат выставки – фото столичной площади, до отказа набитой людьми, желающими ехать на троллейбусе.

3D–вагон

Опыт для Лондона 

В третьем зале музея находится всё, что связано с историей развития предприятия в нынешнее время. Есть здесь и снимок из Лондона, на котором зафиксирован миг всеобщего ликования в связи с тем, что по Лондону больше не ходят троллейбусы. Однако прошло несколько лет, и власти Лондона стали приезжать на симферопольское предприятие «Крымтроллейбус», дабы перенять опыт и восстановить у себя троллейбусное сообщение,  так как город просто стал задыхаться от смрада авто.

Нельзя пройти в музее и мимо уникального стенда с фото участников Великой Отечественной войны, которые трудились на предприятии. Здесь же находятся гильзы, наполненные землёй, присланные из городов‑героев.

Всего в музее хранится более 1,5 тыс. экспонатов.

Адрес музея: г. Симферополя, ул. Киевская, 78.
Часы работы: понедельник – четверг – с 8 до 16 часов, пятница – с 8 до 15. Суббота, воскресенье – выходные.
Вход в музей бесплатный, по пропускам предприятия, которые можно получить на проходной.