Как из Севастополя в Балаклаву трамваи ходили
Как из Севастополя в Балаклаву трамваи ходили
20 ноября 2017 - 10:40
Как из Севастополя в Балаклаву трамваи ходили 20 ноября 2017 - 10:40
Ирина Гуливатая

 

14 ноября 1924 года была официально открыта трамвайная линия Севастополь – Балаклава. Она положила начало развитию междугородных троллейбусных линий на полуострове. При этом построили Баллинию (так её тогда называли) в непростое время – после Гражданской войны.
Балаклавская трамвайная линия

Против безработицы

До того как Севастополь и Балаклаву связала трамвайная линия, добираться из одного города в другой было очень непросто. «Дорога из Севастополя в Балаклаву – ужасная, вся разбитая. Её ни разу за последние 30 лет не ремонтировали. Здесь курсируют конные линейки. Все мучаются от этой дороги – лошади, пассажиры, кучеры», – писала севастопольская газета в 1923 году.

Впервые мысль о проведении трамвая из Севастополя в Балаклаву была высказана в 1896-м, когда был объявлен конкурс на проведение трамвайной линии в самом Севастополе. После революции, а точнее, в ноябре 1923-го к этой идее вернулись вновь.

На первый взгляд может показаться, что трамвай в Балаклаву нужен был прежде всего, чтобы доставлять туда курортников. Этот момент, конечно, тоже был важен. Но всё же главная причина строительства линии была иной: после Гражданской войны в Балаклаве царила массовая безработица, в Севастополе же рабочих рук, наоборот, не хватало. Дело оставалось за малым – наладить надёжное транспортное сообщение для доставки рабочих из Балаклавы в Севастополь. Линию предложено было провести от площади Коммуны (Ушакова) через Золотую Балку и Кадыковку в Балаклаву. Длина линии должна была составить почти 15 километров. Основную часть денег на постройку решено было взять от сдачи в аренду на 9 лет 12 дач в Балаклаве и 10 десятин виноградников в Золотой Балке.

«Электричество вытесняет лошадь»

В строительстве Баллинии тоже были задействованы безработные – им платили 1руб. 50 коп. в день. Две артели двигались навстречу друг другу с двух концов линии: 50 человек прокладывали линию от Севастополя, 40 – от Балаклавы. Рельсы для дороги везли из Харькова, шпалы – из Брянска.

«Электричество вытесняет лошадь. Расстояние из Севастополя в Балаклаву вместо обычных двух с половиной часов будет покрыто трамваем за 50 минут. На будущее лето проснется наконец «спящая красавица» Балаклава и благодаря трамваю станет шумным пролетарским курортом», – писали местные газеты, предвкушая запуск линии.

Линия в Балаклаву пришла 7 ноября, официальное открытие состоялось через неделю. В этот день несколько трамвайных вагонов с красными флагами приехали из Севастополя в Балаклаву. «День 4-й годовщины взятия Крыма войдёт в историческую летопись Севастополя как один из крупнейших моментов», – говорилось в отчёте об открытии линии.

Регулярное движение одного вагона по Балаклавской линии открылось в субботу 2 мая 1925 года, 17 мая на линию был поставлен второй вагон – и они стали отправляться каждые полчаса. 26 июля были добавлены прицепные вагоны. Энергию трамвайной линии давала первая в стране Балаклавская ветроэлектростанция. Эта ВЭС имела мощность 100 кВт и на тот момент была самой большой в Европе. Предполагалось, что трамвай сможет преодолевать расстояние от Балаклавы до Севастополя за 50 минут. На деле же он нередко шёл гораздо дольше – потому что часто вставал на полпути из-за отсутствия тока. Константин Паустовский в повести «Чёрное море» (1935) писал: «Мы приехали на трамвае в Балаклаву. Весь день мы бродили по этому городу красных скал, кошек и стариков, беседующих около вытащенных на берег, подпёртых известковыми глыбами шхун. Вечером прекратился ток. Мы попали в ловушку – трамвай не ходил. Нам пришлось заночевать в Балаклаве».

Caption

Перегруженные вагоны

Предполагалось, что балаклавским трамваем ежедневно будут пользоваться не более 250 человек. На самом деле эта цифра подчас доходила до тысячи. Кроме пассажиров, перевозились ещё и грузы: в Севастополь доставляли консервы, рыбу, бутовый камень и щебень. Приезжие составляли треть всех пассажиров, остальные были жителями Севастополя, Балаклавы и окрестных деревень. Вагоны постоянно ходили перегруженными (в праздничные дни в них набивалось до 100 человек), так что специальным приказом ещё в 1925 году пришлось запретить пускать в моторный вагон более 50 человек, в прицепной – более 40.

С началом обороны Севастополя осенью 1941 года балаклавский трамвай перестал возить пассажиров и переключился на выполнение военных перевозок.

После освобождения города был составлен акт об ущербе, нанесённом немецкой оккупацией. В нём говорилось, что за время военных действий Балаклавская линия была полностью уничтожена на протяжении 12 км. Здание Балаклавской подстанции оказалось полностью разрушено. Общая сумма ущерба по трамвайной линии составила почти два миллиона рублей. Из-за отсутствия рельсов линия восстановлению не подлежала – и её история на этом закончилась.

Английская железка

Первая трамвайная дорога, связавшая Севастополь с Балаклавой, появилась в начале ХХ века, а вот первая железная – ещё в середине XIX. Железная дорога на паровой тяге, кстати, первая в Крыму, связала эти города в феврале 1855 года. Во время Крымской войны, в сентябре 1854-го, над Балаклавой был поднят флаг Великобритании, и это приморский городок на полтора года и один месяц превратился в базу английской армии. Англичане соорудили здесь деревянную набережную, провели водопровод, открыли магазины и гостиницы. В Балаклавскую бухту приходили корабли из Англии, доставляя всё необходимое для воюющей армии. Однако дальнейшая транспортировка этих грузов в Севастополь представляла огромную проблему – местные дороги были ужасны. В результате к зиме в Балаклавской бухте скопилось огромное количество провианта и тёплой одежды, орудий и боеприпасов, которые были необходимы солдатам, но их невозможно было вывезти. И англичане соединили города железной дорогой. Для перевозки по ней грузов использовалось 190 вагонов и четыре паровоза. Наравне с железными конями трудились и кони настоящие: на ровных участках пути вагоны тянули паровозы, на крутых склонах за дело брались лошади-тяжеловозы и мулы. По Балаклавской железной дороге перевозилось до 250-300 т груза ежедневно, поезд отходил из Балаклавы каждый час с семи утра и до семи вечера. После окончания Крымской войны Балаклавскую железную дорогу разобрали и продали в Турцию (по одним сведениям, это сделали сами англичане, по другим – русские).