
– Чтобы получить этот титул, необходимо покорить все пять «семитысячников» бывшего Советского Союза, – поясняет Эльвира Насонова. – Это пики Коммунизма, Ленина, Победы, Корженевской и Хан-Тенгри.
Но главная мечта любого альпиниста – покорение Эвереста – так и осталась для нашей героини несбыточной. Каждый раз, когда восхождение на Мать снегов (так называют гору непальцы) начинало обретать реальные очертания, появлялись всё новые и новые преграды. То отсутствие средств на экспедицию, то трагедия на пике Ленина, когда при восхождении погибла вся женская сборная – и представительницам прекрасного пола путь в горы был закрыт на долгие 15 лет, то травмы самой Насоновой… Ближе всего к заветной цели Эльвира Тимофеевна была в 1991 году. Тогда, несмотря на возраст (а альпинистка уже отпраздновала 50-летние), Эльвира Насонова возглавила женскую сборную СССР по альпинизму и готовилась к такому долгожданному восхождению в качестве играющего тренера. Но Союз развалился, а вместе с ним рухнула и мечта о покорении Эвереста. Во всяком случае, на какое-то время… Годы спустя Эльвира решила совершить восхождение за свой счёт. Перелёт, проживание, оборудование и услуги шерпа-проводника – всё это по самым скромным подсчётам обойдётся в
$50 000. Чтобы заработать, Насонова отважилась на опасную авантюру, за что чуть не поплатилась жизнью. Эверест давно превратился в самое настоящее кладбище погибших альпинистов. Там, на высоте 8 тысяч метров, в вечных снегах покоятся сотни тел. Снять их представляется возможным, только объединив усилия опытного альпиниста и парапланериста. За такие экспедиции положено щедрое вознаграждение. И Эльвира согласилась. Увы – параплан попал в воздушный поток и разбился о скалы. Эльвира Насонова чудом осталась жива. Впереди её ждали операции и месяцы реабилитации… Тогда ей прочили пожизненную инвалидность. Ходить, по прогнозам медиков, Эльвира должна была с палочкой. А она отбросила палочку и пошла… В горы.
– Горы никому не прощают ошибок, – оглядываясь назад, констатирует альпинистка. – Это мужчины могут относиться к нам со снисхождением. Горам всё равно, мужчина ты или женщина.
Представить эту энергичную женщину, сидящей на лавочке у подъезда, просто невозможно. Да она и не из таких. Поэтому, выйдя на пенсию, Эльвира Насонова нашла новое применение своему высотному опыту: она собрала бригаду промышленных альпинистов. И её роль в команде никогда не ограничивалась наставничеством и поиском заказчиков. Она всегда готова надеть скальные туфли и наравне со своими подопечными штурмовать крымские высотки, чтобы мыть окна, красить стены и шпаклевать фасады…