Из Петербурга в Крым за 9 дней
Из Петербурга в Крым за 9 дней
03 сентября 2016 - 22:02
Из Петербурга в Крым за 9 дней 03 сентября 2016 - 22:02
Ирина Гуливатая

 

Приехали участники международного ралли на приз императора 
Если вплоть до 1910 года автомобили в Крыму можно было пересчитать чуть ли не по пальцам, то к концу 1911‑го только в Симферополе насчитывалось уже 30 автомобилей, 10 «мотоциклеток» и 268 велосипедов. Интерес к автотранспорту резко увеличился после автопробега Санкт-Петербург – Севастополь на приз императора Николая II.
Андрей Нагель и его экипаж на автомобиле «руссо-балт» отправляются исследовать
маршрут автопробега. Санкт-Петербург, 1911 г. Фото: dalizovut.narod.ru 

Автопробегом – по бездорожью 

Ралли на приз императора состоялось в сентябре, но готовиться к нему начали ещё летом. Стартовав в Санкт-Петербурге, участники автопробега должны были проехать через Вышний Волочок, Москву, Тулу, Курск, Харьков, Екатеринослав, Мелитополь, Симферополь и финишировать в Севастополе. Однако о состоянии дорог после Харькова представление у организаторов пробега было довольно смутное. Поэтому решили провести разведку, а главным «разведчиком» выбрали Андрея Нагеля – фанатика автомобильного дела, издателя и главного редактора журнала «Автомобиль». 17 июля 1911 года Нагель и трое его помощников на автомобиле «руссо-балт» отправились исследовать маршрут автопробега.

Дорожные неприятности начались уже после Москвы, а за Харьковом на смену цветочкам пришли ягодки: рыхлый песок, чернозёмная грязь – автомобиль то и дело приходилось выталкивать вручную, а то и вовсе откапывать лопатами.

Так добрались до Екатерино­славля, а дальше нужно было решать: как ехать в Крым? Нагель отважился ехать через Александровск и Мелитополь (этот путь никто не знал, и о нём рассказывали всякие ужасы). Однако экипаж «руссо-балта» был настроен решительно, и до Крыма добрались без особых приключений. Правда, Чонгарский мост преодолевали под проливным дождём, дорога до Джанкоя превратилась в болото. В ход опять пошли верёвки и лопаты, экипаж был в грязи с головы до ног, да ещё и приобретённая в Москве карта местности оказалась неверной. Но всё же к ночи выехали на Перекопский тракт, и все дорожные мытарства остались позади. За несколько вёрст до Симферополя началось шоссе, которое через Бахчисарай привело в Севастополь. Через несколько дней Нагель с экипажем и автомобилем по железной дороге вернулся в Петербург, где ответственно заявил: путь проходим для любых автомобилей, в провинции ждут автопробег, дороги чинят, местные власти принимают меры для наилучшей встречи и проводов участников.

Под цветными флагами 

Ранним утром 7 сентября 1911 года из Петербурга выехали 63 автомобиля четырёх русских автоклубов и трёх европейских – в сущности, пробег был первым в России международным ралли. «Железные машины с людьми, одетыми в своеобразные костюмы, напоминающие водолазов» (так описывала участников автопробега пресса тех лет) отправились в сторону Крыма. Как сообщали газеты, «международный пробег от Балтийского до Чёрного моря может значительно послужить идее популяризации автомобилизма и заинтересовать большую публику». Также сообщалось о том, что команды клубов, записанных в пробег, распределились следующим образом: под голубым флагом – Императорское российское автомобильное общество (ИРАО), зелёный флаг – Санкт-Петербургский автомобиль-клуб, синий с белым – Первый русский автомобильный клуб в Москве, красный с белым – Московское автомобильное общество, красный с синим – Южно-Русский автомобильный клуб в Харькове, чёрный с белым – Висбаденский автомобиль-клуб, оранжевый – Рейнский автомобиль-клуб, жёлтый с чёрным – Австрийский клуб.

После встречи автопробега в Симферополе стало не только больше машин, но и появился «циклодром» – велотрек для соревнований на велосипедах

Впереди ехал командор автопробега Николай фон Мекк, председатель правления Московско-Казанской железной дороги, один из пионеров автомобилизма в России. Его «мерседес», движущийся со скоростью почти 70 км/ч, обгонять было запрещено. На каждом автомобиле находился судья-контролёр, фиксировавший всё, что происходило с автомобилем: время, потраченное на ремонт, время прибытия на контрольные пункты и убытия.

Вечером 11 сентября участники севастопольского автомобильного пробега прибыли в Харьков (здесь была запланирована остановка на сутки для отдыха).

«Население всюду приветствует автомобилистов. На ипподроме Харькова была устроена торжественная встреча. В это время железные коляски с людьми прибывали на дорожку ипподрома одна за другой. Почти все господа спортсмены одеты в своеобразные костюмы, немногие в больших кепках на голове, одетых козырьком назад, на лице крупные защитные очки, серый от пыли комбинезон, кожаная куртка или войсковая шинель. Всю дорогу со старта до Харькова автомобили прошли со средней скоростью около 50 вёрст», – писали газеты.

Из 63 автомобилей до Харькова дошло 49, остальные выбыли по дороге от тех или иных повреждений. Так, к примеру, один из автомобилей уже под Харьковом ударила копытом лошадь.

Победа над природой 

Симферопольцы торжественно встречали участников международного автопробега 15 сентября.

«Столь большой интерес к автомобильному пробегу проявляется у публики не из одного праздного любопытства, а потому, что в этом пробеге в его успехе каждый чувствует новые доказательства победы человека над природой, и если мы сравним современный автомобиль даже с самой лучшей лошадью, то увидим, как далеко мы ушли вперёд в способах передвижения», – сказал в своей приветственной речи городской голова Симферополя Иванов.

К слову, после этой встречи в городе стало не только больше машин, но и появился «циклодром» – велотрек для соревнований на велосипедах.

16 сентября, на 10‑й день пробега, автомобили прибыли в Севастополь. Правда, до финиша добрались не все – перед императором на Графской пристани предстали 45 авто, остальные сошли с дистанции из-за различных поломок.

Пресса сообщала: «В 4 часа пополудни Государь Император в сопровождении министра Двора и лиц свиты изволил прибыть против Графской пристани на площадь, где произвёл смотр прибывшим сегодня из Петербурга автомобилям. Его Величество милостиво расспрашивал некоторых участников пробега. Затем последовала раздача Высочайших призов, присуждённых местным жюри. Первый приз достался московскому клубу, второй рейнскому автомобильному клубу».

Из всех финишировавших 22 участника решили продолжить борьбу в первом кавказском состязании. А всего из Севастополя через Ялту на Феодосию двинулось 30 автомобилей, откуда их пароходом доставили в Новороссийск.