Историк: В Крыму системно не изучают нацистскую оккупацию
Историк: В Крыму системно не изучают нацистскую оккупацию
13 декабря 2016 - 12:14
Историк: В Крыму системно не изучают нацистскую оккупацию 13 декабря 2016 - 12:14

 

Олег РОМАНЬКО, доктор исторических наук, профессор КФУ им. В. И. Вернадского.

Недавно состоялось очередное заседание попечительского совета крымского мемориала жертвам фашизма «Концлагерь «Красный». Главной темой встречи стало обсуждение концепции дальнейшего развития этого важного для Крыма памятника. И вопрос этот был поднят неслучайно. Дело в том, что открытый в мае 2015 года мемориал продолжает расти и уже не может оставаться только местом для экскурсий: одновременно с формой должно увеличиваться и содержание. Был на заседании и автор этих строк. Поэтому позволю себе поделиться некоторыми мыслями относительно концепции развития мемориала. 

Как показывает мировой опыт, деятельность должна развиваться по трём основным направлениям: просвещение, наука и воспитательная работа. Только тогда мемориалу будет гарантирован неослабевающий интерес. 

Просветительская деятельность имеет своей целью распространение среди крымчан и гостей полуострова информации, связанной с историей Крыма в период нацистской оккупации. Посредством экспозиций мемориала освещаются такие сюжеты, как нацистский оккупационный режим, репрессии против мирного населения, трагедия советских военнопленных.

Научная деятельность мемориала направлена на изучение истории Крымского полуострова в период с 1941 по 1944 год для воссоздания полной и достоверной картины того времени. Это направление деятельности самым тесным образом связано с предыдущим, поэтому основными научными сюжетами, которые должны разрабатывать его научные сотрудники и сотрудничающие с мемориалом учёные, являются нацистский оккупационный режим во всех его проявлениях, партизанское и подпольное движение, коллаборационизм и многие другие. 

Научное направление деятельности мемориала важно ещё и потому, что в Крыму в силу различных причин практически отсутствует системное изучение периода нацистской оккупации. Более того, эта проблема часто становится предметом спекуляций со стороны разного рода недобросовестных исследователей, дилетантов и фальсификаторов.

Наконец, воспитательная деятельность должна заключаться в том, что посредством истории концлагеря в совхозе «Красный» крымчанам и гостям полуострова (прежде всего из числа молодёжи) будут внушаться идеи, направленные на осуждение нацистской идеологии и национальной нетерпимости, а также на воспитание патриотизма. И это направление представляется особенно важным в свете тех вызовов, с которыми сейчас сталкивается человечество.