Исторически вместе
Исторически вместе
18 мая 2016 - 14:01
Исторически вместе 18 мая 2016 - 14:01
Наталья ДЕМЕШКО, магистрант исторического факультета КФУ

Более двух десятков лет украинская постсоветская элита и стоящие за ней международные субъекты с помощью различных видов информационной деятельности формировали антироссийское мировосприятие у крымских татар. Хотя у украинского руководства были все шансы выполнить свои же обещания, сделано этого не было. Особенно чётко это проявилось при президентстве наиболее прозападно настроенного Виктора Ющенко. Он отрезал все перспективы национальной автономии Крыма и, по сути, объявил политику национальной ассимиляции крымских татар. Национальный же вопрос системно использовался для изменения ментальной карты Крыма и вывода его из сферы влияния России. 

При отказе от навязанной негативной мифологизации совместного исторического прошлого России и Крыма прослеживается положительный опыт взаимодействия крымских татар с Россией. Об этом свидетельствуют доброжелательные взаимоотношения русских с крымскими татарами, а также политика российского правительства относительно крымских татар в различные исторические эпохи. После присоединения Крыма к России в 1783 г. правительство системно применяло технологии интеграции крымских татар в общероссийское пространство. В декабре 1783 г. было образовано Таврическое областное правление, в которое наравне с русскими чиновниками вошли представители крымскотатарской знати. 22 февраля 1784 г. указом Екатерины II высшему сословию Крыма – беям и мурзам – были предоставлены все права и льготы российского дворянства. 18 сентября 1796 г. крымские татары освободились от рекрутской повинности и военного постоя, им было предоставлено право разбирать взаимные тяжбы при посредстве улемов. Мусульманское духовенство Крыма сохраняло за собой земельное владения – вакуфы и навсегда освобождалось от уплаты податей. 

Эти указы демонстрируют лояльную политику царского правительства относительно крымских татар, а также уважительное отношение к исламу.  

Значительную роль в интеграционной политике России сыграл крымскотатарский просветитель, издатель и редактор первой тюрко­язычной газеты «Переводчик-терджиман» Исмаил Гаспринский. На протяжении всей публицистической деятельности Исмаил Гаспринский в своих произведениях и заметках отмечал успешное развитие мусульман только в союзе с Россией, демонстрировал Российскую империю как передовой цивилизационный центр, наиболее приемлемый для жизни мусульман, акцентировал внимание на негативном воздействии Запада на страны Востока и мусульман. Великий крымскотатарский просветитель настолько верил в Россию, что стал автором новой общероссийской идентичности – русского мусульманства.