«Искусственный» надзор: Вседозволенность в искусстве выпустила джинна в виде цензуры?
«Искусственный» надзор: Вседозволенность в искусстве выпустила джинна в виде цензуры?
02 декабря 2016 - 08:01
«Искусственный» надзор: Вседозволенность в искусстве выпустила джинна в виде цензуры? 02 декабря 2016 - 08:01
Елена Киреева

 

Обсуждение вопроса о возможности введения цензуры в искусстве набирает новые обороты, а «Крымская газета» выясняет, приемлема ли подобная мера для деятелей культуры полуострова.
Сегодня закрывают глаза на многие безнравственные вещи в сфере искусства. Фото: Антон ВОЛК

Говорухин: Государство должно контролировать творческие процессы

Заявление главы думского комитета по культуре кинорежиссера Станислава Говорухина о том, что государству следует усилить контроль над творческими процессами, происходящими в сфере искусства, разожгло жаркую дискуссию о том, следует ли возобновить орган цензуры в отношении выставок, спектаклей, концертов. Безграничная свобода, которая была у деятелей искусства для создания своих произведений, по его мнению, привела к падению этических норм в стране. В связи с этим он назвал себя сторонником цензуры и предложил ввести нравственные ограничения, которые смогли бы регулировать развитие художественной жизни общества и защитили россиян от «пошлости и гадости, которая льется с экранов кинотеатров или сценических подмостков».

К постановке такого неоднозначного вопроса привела серия скандалов с художественными выставками, которые спровоцировали массовые выступления граждан с требованием закрывать впредь подобные мероприятия. Дело дошло до того, что некоторые раздраженные посетители попытались перенести свой гнев на представленные экспонаты, как это случилось на показе произведений Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Этот инцидент вызвал также необходимость проведения законотворческой работы, в частности Станислав Говорухин призвал расширить понятие «вандализм» в уголовном кодексе РФ, а также дополнить новой статьей Кодекс об административных правонарушениях, касающихся неправомерных действий в отношении произведений искусства. Формирование бережного отношения к представленным художественным объектам вне зависимости от переживаний, испытанных зрителем, предотвращение попыток срыва культурных мероприятий и другие проступки граждан, предлагается воспитывать внушительными штрафами, обязательными исправительными работами, арестом, а также более суровым наказанием — лишением свободы сроком до двух лет.

Таким образом, перед комитетом по культуре Государственной Думы возникло сразу два повода для размышлений: как усилить моральную ответственность деятелей культуры перед обществом и как обезопасить произведения искусства от порчи и уничтожения особо ревностными защитниками культуры. Скорее всего, обсуждение этих проблемных вопросов, в том числе допустимости цензуры в сфере искусства, возобновится с новой силой на президентском Совете по культуре, который состоится 2 декабря.

Фото: пресс-служба Государственного совета РК

Глава парламентского комиттеа по культуре: Не можем пустить на самотёк, но всё должно быть в разумных пределах

В канве этих достаточно жестких предложений "Крымская газета" также расспросить ведущих специалистов и экспертов на предмет необходимости введения института цензуры для поддержания нравственного облика современного искусства.

— Как творческий человек я, конечно же, против цензуры как таковой. Разумеется, государство должно вмешиваться, ведь мы не можем пустить все на самотек, но это должно быть в разумных пределах, — уверена председатель комитета ГС РК по культуре и охране культурного наследия Нина Пермякова.

Она считает, что на сегодняшний день проблема с нравственным вырождением существует и во многом это связано со стремлением деятелей культуры при недостатке таланта или средств самовыражения пользоваться эпатажем для привлечения внимания публики. Но творческий процесс обязательно нуждается в свободе и экспериментировании, поэтому свои суждения относительно того или иного произведения, позволительно высказывать только профессионалам, у которых есть понимание предмета искусства.

Между тем, Нина Пермякова считает, что на культурном фронте у полуострова сложились и другие проблемы.

— Что касается Крыма, то развития культуры не проходило более двух десятилетий, оно у нас остановилось, застопорилось — в этом вся проблема. У нас не хватает профессиональных кадров. Если взять маленькие города, районные центры, то там не отапливаются помещения, нет материальной базы. Как можно привезти хороший спектакль и показать его? – восклицает она.

При этом долгое время не уделялось воспитанию молодежи, поэтому своей работе руководитель комитета культуры будет основной акцент делать именно на нравственном обучении детей. На упадке этого направления, по ее мнению, говорит даже отсутствие в республике профессионального ТЮЗа, а также юношеских произведений в репертуарах многих учреждений культуры.

 

Фото: Официальный сайт Платона Беседина

Писатель Платон Беседин: Государство должно играть более активную созидающую роль

Поделился своими мыслями с "Крымской газетой" относительно введения цензуры известный крымский писатель и публицист Платон Беседин.

— Я против цензурирования, против "железной девы", "ежовых рукавиц", но считаю, что государство должно играть более активную созидающую роль. В 90-х годах устами Михаила Швыдкого (российский театральный критик, общественный и государственный деятель, министр культуры РФ в 2000-2004 годах – прим. ред.) было сказано, что культура должна двигаться в сторону рынка — она туда и шла, а сейчас надо переходить к тому, чтобы культура становилась государственной инициативой. Но ни в коем случае это не должно перерастать в северокорейскую версию, когда будет полностью обрезано все лучшее, все задумки и ходы, — считает он.

Писатель отметил, что в настоящее время в сфере культуры происходят абсолютно хаотические процессы, поэтому в забвении находится ее патриотическая составляющая, что выражается, например, в отсутствии толстого литературного патриотического журнала. Кроме того, Платон Беседин констатирует провалы в системе образования, которому необходимы серьезные реформы.

— Должна быть серьезная работа с исторической памятью, потому что культура и историческая память это два пласта любой страны, любой цивилизации, а тут мы очень сильно проседаем. Должна быть четкая система премий и грантов по линии культуры, четкий экспертный совет, состоящий из людей не вызывающих нареканий, — продолжает писатель.

В этой связи он отмечает парадоксальную ситуацию, что при наличии таких важных проблем поддержка оказывается либеральным трендам, и существуют примеры, когда за государственный счет было высмеяно не только само государство, но и его народ.

Обращает внимание Платон Беседин также на бездумные культурные заимствования с Запада, предлагая устремить свой взор на отечественные просторы.

— Русская культура всегда шла из глубинки. У нас оттуда вышли выдающиеся режиссеры, писатели и художники. Нужно организовать огромный, если угодно, марафон не на один год, чтобы искать таланты в провинции, чтобы люди могли реализовываться. Потому что у них много красивых интересных идей, — заявил он.

Фото: пресс-служба партии "Справедливая Россия"

Доктор философских наук: Античеловечность не может прикрываться положением о свободе творчества

Намного шире поставленную проблему видит заведующий кафедрой культурологи и религиоведения Таврической академии КФУ профессор Диана Берестовская, указывая, что упадок нравственности характерен не только для искусства, но и для общества в целом.

— Вопрос не очень простой и на него односоставно не ответить. После того, как эти 15-летние дети расстреляли друг друга, когда это шло в открытой трансляции и не нашлось человека, который выключил это, я считаю, что нечто, которое смотрит за нравственностью должно быть. То, что случилось с этими детьми – ужасно и не поддается человеческому разуму, — полагает она.

Тем не менее, доктор философских наук высказывается против цензуры, которая существовала в советское время, но считает, что в настоящее время она не возможна. Однако это не отменяет столь острой постановки нравственных вопросов и соблюдения человеческих норм в обществе. При этом профессор Диана Берестовская уверена, что античеловечность не может прикрываться положением о свободе творчества, поэтому в усилении государственного контроля в сфере искусства она видит и положительные тенденции.

— Все мы знаем о существовании "Майн Камф" и прочих вещей, если они проповедуются, то не надо этого пропускать. Есть люди умалишенные, жестокие, которые мстят кому-то и обществу в целом, а в социуме очень много впечатлительных людей, особенно молодежь, которая восприимчива ко всему. Из этого можно получить что угодно, поэтому все должно быть разумно, — аргументирует она.

При этом Диана Берестовская напоминает, что невозможно жить по принципу Ницше "все разрешено", поскольку есть нормы общественных отношений. В плюрализме мнений тоже нет ничего плохого, на ее взгляд, если только они не человеконенавистнические. В таком случае необходима структура, которая препятствовала бы их распространению.

 

Скандал за скандалом

К слову, скандалы, связанные с выставками, театральными представлениями, музыкальными композициями, как в России, так и во всем мире не такая уж редкость, а страсти вокруг них кипели еще до московской фотовыставки «Джок Стерджес. Без смущения», танца твёрк, в исполнении «пчелок» из оренбургской школы, постановки оперы «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. Причем в одних случаях такие проекты можно было оправдать художественными экспериментами, без которых невозможно развитие современного искусства, ведь новаторство является чуть ли не единственным его критерием. Однако есть и другие культурные события, рассчитанные только на эпатаж, но подкрепляющиеся стройным обоснованием своей актуальности.

К примеру, на выставке в Сан-Паулу бразильский художник изобразил себя в роли киллера, осуществляющего покушение на известных политических деятелей, в том числе на Папу Римского, британскую королеву Елизавету Вторую. Свою позицию автор обосновал тем, что все они являются диктаторами, а своими действиями он выразил протест против ущемления гражданских прав.

Датские творцы пошли еще дальше и вознамерились представить экспозицию «Музей мучеников», посвященную исламским террористам, которых возвели в ранг «героев своей собственной истории», руководствовавшихся в своих действиях какими-то возвышенными мотивами. Своими инсталляциями, фотографиями, рассказами эта художественная группа предлагала понять точку зрения тех, кто массово убивает мирных граждан. Подобное провокационное заявление вызвало негодование имамов, ученых и даже возмутило протестом либеральное датское общество.

Существует множество других примеров, которые вызывают неоднозначную общественную реакцию, поскольку подобное искусство, по мнению недовольных, выходит за рамки дозволенности и приличия. В России в последнее время бурному обсуждению подвергались многие проекты. Среди них выставка молодых художников «Femina» в Новосибирске, посвященная обнаженному женскому телу, выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Эрмитаже, где были представлены чучела животных в окружении картин классической фламандской живописи, выставка «Тело человека», демонстрирующая все анатомические подробности людей и их внутренних органов, выставка фотографий «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне» в Екатеринбурге, где по мнению посетителей, занижена роль советского народа в победе над фашизмом. При этом насколько бы благие цели не преследовали организаторы и авторы, рассказывая о познавательной направленности выставок, намерениях обратить внимание на проблему бездомных животных, показать современное прочтение жанра ню, все равно эти экспозиции вызвали противоречивые чувства у религиозных людей, историков, активистов организаций по защите животных и других групп населения.

 

 

Крым не остался в стороне

Спорные проявления искусства с точки зрения морали не обошли стороной и Крым. В частности, своим сомнительным проектом отличилась ялтинская художница Мария Шимчук. На ее выставке «Эротический вандализм» были представлены фото- и видеоматериалы, на которых обнаженная женщина имитировала половую связь с памятниками. Она пояснила, что на возникновение идеи проекта повлияли украинские события, во время которых были разрушены многочисленные памятники коммунистического прошлого страны. Кроме того охвативший полуостров блэкаут, позволил ей под покровом зимней ночи проводить свои необычные творческие эксперименты. Столь же провокационными получились комментарии самой художницы. По ее словам, и "Ленин безумно эротичен", и "с памятниками забываешь обо всем на свете".

Тем не менее, в этом ключе важен не только вопрос нравственной ответственности творца, но и проблема художественного восприятия зрителя, ведь как известно прочтение одного и того же произведения, у людей с разным уровнем культуры будет существенно отличаться.

Собственно, искусство всегда было достаточно тонкой материей, вспомнить хотя бы знаменитую таинственную улыбку Моны Лизы, которую в начале ХХ века разглядел французский поэт Поль Валери, а до своего триумфального признания этой картине довелось побывать даже в королевской бане, поскольку взгляд молодой женщины казался чересчур фривольным. Полным провалом завершались премьеры спектаклей, без которых сегодня невозможно представить репертуар любого уважающего себя театра, порицанию подвергалась реалистическая живопись, осмеивались картины импрессионистов, организовывались гонения на художников-абстракционистов, запрещались книги.

Одно можно сказать с уверенностью, что дискуссия относительно нравственного контроля в сфере искусства не будет простой, но следует помнить, что цензура – не единственный инструмент в руках государства, чтобы укрепить моральные устои общества.