Икона стиля: 180 лет со дня рождения архитектора Платона Теребенёва
Икона стиля: 180 лет со дня рождения архитектора Платона Теребенёва
25 ноября 2021 - 16:43 Дом, построенный Теребенёвым для своей семьи, сохраняет черты былой респектабельности. Фото: Кирилл Белозеров
Икона стиля: 180 лет со дня рождения архитектора Платона Теребенёва 25 ноября 2021 - 16:43
Кирилл Белозеров

 

В ноябре исполнилось 180 лет со дня рождения архитектора Платона Теребенёва – автора стиля под названием южнобережный ориент, определившего образ застройки Большой Ялты.

«ИДУ РЕЗНОЮ ГАЛЕРЕЕЙ…»

Строка из стихотворения Игоря Северянина «Бахчисарайский фонтан» отражает характерную деталь, которую позаимствовал Платон Теребенёв из народной архитектуры. Вдохновлённый тонкой резьбой по дереву, украшавшей и Ханский дворец в Бахчисарае, и терема Русского Севера, зодчий создал потрясающе красивое содружество серого гаспринского известняка и буковой древесины цвета слоновой кости. Творения Теребенёва стали лицом Южного берега Крыма.

Уроженец Санкт-Петербурга, Платон Теребенёв – представитель уважаемой художественной династии. Его дед Иван – автор барельефов на фасаде Адмиралтейства, а также «летучих листов» – серии карикатур, связанных со вторжением Наполеона в Россию. Дядя Александр прославился гранитными скульптурами атлантов, украшающих Эрмитаж.

Платон избрал архитектуру. Закончив обучение в Академии художеств, он начал службу в столичных учреждениях. Появились частные заказы. Так, Теребенёв полностью переделал фасад особняка, принадлежащего влиятельному сановнику Павлу Голенищеву-Кутузову-Толстому.

СРЕДЬ «ИЗОБИЛИЯ ПЛОДОВ ЗЕМНЫХ»

Сочетание дерева и камня рождает ощущение сказки.

1881 год оказался переломным в жизни Теребенёва. Ему предложили работу в Крыму. В обязанности «гражданского инженера» Никитского ботанического сада входили различные ремонтно-строительные работы, далёкие от творчества, но вскоре судьба дала шанс проявить талант зодчего. Узнав, что место архитектора Ялты вакантно, Платон Константинович подаёт документы на конкурс. Городская управа утверждает его в должности.

Первой южнобережной работой Теребенёва стала церковь Никитского сада. Храм органично сочетал различные стили и функции. Византийскую базилику дополнял яркий элемент русской архитектуры – небольшая звонница так называемого псковского типа. Здание имело два этажа: на первом размещались больница и квартира священника, на втором – собственно церковь. В случае необходимости алтарь закрывался перегородкой и в зале можно было проводить торжественные светские мероприятия.

Храм освятили в 1887 году во имя Преображения Господня. В народе этот праздник называется Яблочным Спасом, когда освящаются плоды нового урожая.

«РУССКАЯ ИЗБУШКА»

Резные узоры – любимый приём Теребенёва.

В это же время стараниями Платона Теребенёва и его коллеги Николая Штакеншнейдера на ялтинской набережной вырос фешенебельный отель «Франция». На первом этаже располагались магазины, в том числе заведение Исаака Синани, где торговали книгами, журналами и газетами. Лавка называлась «Русская избушка»: она была оформлена в образе терема – с резными балясинами, карнизами и коньками. Вполне вероятно, что декор «избушки» стал первым опытом художника в работе с новым для него материалом.

Проба резца оказалась невероятно удачной. Тонкие деревянные кружева, обрамляющие грубый камень, покорили сердца поклонников. Вскоре на престижной Екатерининской улице появились сразу несколько особняков с неповторимыми украшениями в духе таврического романтизма.

Лучше других выглядит микродворец Александра Жомини – дипломата, высокопоставленного чиновника министерства иностранных дел. Солнечная веранда в ажурном узорочье, увитая глицинией, олицетворяет дух старой Ялты. Под стать фасаду и интерьеры: в помещении сегодня располагается отдел историко-литературного музея.

Кружево судьбы: история дома барона Жомини в Ялте >>

К счастью, сохранился дом, построенный Теребенёвым для своей большой семьи: у него было шестеро детей. Как истинный мастер, он выбрал не самое удобное место, на склоне. В 1889 году появилось изящное строение, состоящее из двух уровней.

Время и люди изрядно потрепали «старика», но остались застеклённая веранда с резными деталями, каменная лестница с кованым ограждением, ведущая прямо с дороги на второй этаж. Вилла Теребенёва является памятником не только архитектуры, но и городской истории: здесь с 1928 года до самой кончины жила Алла Ханило, почётный гражданин Ялты научный сотрудник Дома-музея Чехова, проработавшая там более 70 лет.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКО-МОСКОВСКИЙ…

Храм Александра Невского напоминает московские церкви
XVII века.

Прекрасно выглядят гостиницы, построенные в Гурзуфе Петром Губониным. Пётр Ионович, уроженец Московской губернии, сын каменщика, всей душой воспринял идеи, предложенные Платоном Константиновичем. В результате творческого содружества получился великолепный комплекс. При едином образно-художественном решении каждое здание имеет индивидуальный облик.

Самым значительным проектом архитектора и его лебединой песней стал ялтинский собор Александра Невского. Храм построен в русском стиле и напоминает лучшие московские церкви XVII столетия, только в отличие от них окружён пальмами и кипарисами. Завершив постройку в 1902 году, Теребенёв уходит из жизни: его предназначение на земле было выполнено.

«Не себе, а Родине!»: в Гурзуфе восстанавливают память об основателе курорта Петре Губонине >>

«НО ЖИТЬ ЕЩЁ НАДЕЖДЕ?»

Общественности удалось спасти пансион Меллер-Закомельских.

Деревянные детали недолговечны, поэтому работы выдающегося мастера остро нуждаются в реставрации и сохранении. Тем обиднее сознавать, что не все это понимают. Как гром среди ясного неба в начале года прозвучало сообщение о том, что бойкие девелоперы собрались сносить особняк, 140 лет назад построенный Теребенёвым для семьи Меллер-Закомельских – семейства российских военных и государственных деятелей. На месте дома, буквально сплетённого из деревянных кружев, предполагалось построить очередную многоэтажку.

На защиту архитектурного памятника поднялись общественность и городские власти. В результате бывший пансион Меллер-Закомельских был внесён в список объектов культурного наследия и взят под охрану государства. Хочется верить, что общими усилиями город отстоит наследие творца Платона Теребенёва, создавшего неповторимый облик центра Ялты.