Идентифицировать… любой ценой
Идентифицировать… любой ценой
18 декабря 2015 - 16:02
Идентифицировать… любой ценой 18 декабря 2015 - 16:02
Луиза Михайлова

 

Что общего между героем Мэтта Деймона Джейсоном Борном и будущим российского мобильного банкинга? Идентификация
«Газета» решила отследить основные тенденции мобильного банкинга, локомотивом технологий которого является биометрия.
Рисунок: Макс ПЕТРИК 

Пошли дальше 

Совсем недавно один из крымских банков загрузил в магазины приложений AppStore и GooglePlay своё приложение мобильного банкинга, скачав которое можно управлять счетами, посмотреть историю платежей, выполнить стандартные операции. Корпоративный стиль, простой интерфейс, вход в личный кабинет с помощью стандартных логина и пароля – привязки интернет-банкинга. Однако зарубежные коллеги из крупнейщего международного банка Wells Fargo пошли дальше. Они внедрили систему биометрической аутентификации*, что гарантирует удобство и высокую безопасность, защиту от кражи банковского аккаунта.

Примечательно, что проект для Wells Fargo разрабатывали ребята из Сколково – «ЦРТ-Инновации». Разработка VoiceKey.OnePass заменяет традиционные пароли на биометрический вход – проверку голоса и лица. Мобильное приложение использует микрофон и камеру смартфона пользователя для сканирования динамики лица при озвучивании кодового слова, которое генерируется заново при каждом входе. Преимущества очевидны: никто не сможет украсть пароль или представиться вами, да и владельцу аккаунта не понадобится запоминать свои данные.

цифра

Более 1 млрд человек в 2017 году будут использовать биометрическую идентификацию в сфере финансовых услуг.

Интеграция мобильного и биометрического рынков 

Даже не в самой экономически продвинутой Латинской Америке работает банк Banco Azteca, в котором при доступе к счетам клиент проходит сканирование отпечатков пальцев. Что уж говорить про швейцарские кредитные организации, использующие биометрию при выдаче средств. В банке Pictet & Cie используется трёхмерное сканирование лица сотрудника и контроль по радужной оболочке глаза при входе в офис. Клиенты банков, в которых используется биометрическая идентификация, в большинстве своём с пониманием относятся к новым средствам защиты своих финансов. Этому способствует высокий уровень компьютерной грамотности и технической «продвинутости» швейцарцев.

Американские аналитики из Javelin Strategy & Research в один голос говорят, что у биометрии в банковской сфере большое будущее. Это подтверждают и прогнозы рынка биометрической аутентификации. Так, специалисты из Grand View Research считают, что уже через 4 года (к 2020 году) продажи в отрасли биометрии вырастут до $24,6 млрд. Сегментами роста станут технологии интеграции мобильного и биометрического рынков. Уже сегодня возникла потребность в защите информации пользователей на мобильных гаджетах – смартфонах и планшетах. Пользовательский сегмент возьмёт на себя больше трети от всех биометрических систем, остальное придётся на банки и кредитные организации, правоохранительные органы.

Передовики 

Вот небольшой список отечественных разработчиков биометрических продуктов:

  • BioLink (защита информации, контроль доступа в корпоративные сети и на предприятия). 
  • InfoLife (сфера здоровья, анализ способностей человека по отпечаткам пальцев). 
  • «Сонда Текнолоджи» (реализация ряда проектов для госсектора, система оплаты покупок в магазине и в школьной столовой по отпечатку пальца). 
  • «Папилон» (разработка дактилоскопических систем, идентификации по отпечаткам пальцев, система контроля доступа и учёта рабочего времени, автоматизированная баллистическая идентификационная система). 
  • «НЭК Инфокоммуникации» – российская дочерняя компания японской NEC (специализируется на разработке технологий «умного города», Neo face – распознавании лиц). 

Тревожные сигналы Д. Оруэлла из прошлого 

Подсчётом чужих заработков занимается американская консалтинговая компания Tractica. Её эксперты считают, что к 2024 году мировой рынок биометрии увеличится до $14,9 млрд, за следующие десять лет разработчикам биометрических систем удастся заработать в общей сложности $67,8 млрд. Госсектор, сфера здравоохранения, крупнейшие корпорации и НКО – все они внедрят новые стандарты аутентификации. Это мнение поддерживают исследователи современных технологий из Gartner, уже треть предприятий мира в 2016 году внедрят мобильную биометрию.

Ещё одна занятная цифра – 450 млн пользователей банков во всём мире пользуются новыми технологиями при снятии наличных, по телефону при разговоре с сотрудником банка, при авторизации мобильного банкинга. Данные принадлежат исследователям из Goode Intelligence.

Ужастики о том, что простому человеку некуда будет скрыться ни от правительства, ни от банков подтверждаются планируемой консолидацией финансовых структур ЕС, Китая и Северной Америки в вопросе создания единой идентификационной системы. Так что старина Оруэлл в романе «1984» оказался прав – «Большой Брат следит за тобой».

Справка «Газеты»

Биометрия – способ автоматической идентификации личности (сканирование), который основан на анализе физиологических характеристик, например, отпечатков пальцев, формы лица, радужной оболочки глаза.

Аутентификация* – процедура проверки подлинности предъявленного стандартного идентификатора (логина, пароля, телефонного номера, кодового слова и т. п.), используется для входа в различные сетевые сервисы: почта, форум, корпоративный сайт, интернет-магазин, либо для мобильных сервисов.

Россия. Банкоматы с биометрической идентификацией 

Зарубежный опыт, как правило, оказывается флагманским. В Саудовской Аравии, Бразилии, Японии и даже Польше многие банкоматы имеют встроенную систему биометрии. Один из лидеров российских материковых банков – Сбербанк также запустил несколько пилотных биометрических проектов: систему сканирования отпечатков пальцев для банкоматов и POS-терминалов, снабдил один из офисов 3D-камерой для сканирования лица, а в системе оплаты питания школьниками до конца года 100 российских школ перейдут на использование технологии PalmSecure – доступ к платёжному аккаунту по рисунку вен на ладони. А вот казахский Народный банк защищает не своих клиентов, а собственные информационные ресурсы. Технологическое решение BioLink IDenium от российского разработчика BioLink позволяет получить доступ к корпоративной информации более 9 тысячам сотрудников. «Банк 24» пошёл другим путём, сделав ставку на мобильную биометрию. Он выпустил для своих клиентов специальную защищённую от вирусов AGSES-карту, запоминающую отпечатки владельца. С её помощью можно пользоваться услугой интернет-банкинга на ПК и различных гаджетах – планшетах, смартфонах.