Художник голодать не должен
Художник голодать не должен
20 марта 2016 - 19:01
Художник голодать не должен 20 марта 2016 - 19:01

 

Голодный, эстетствующий или хорошо образованный, коммерчески подкованный – кто он, современный художник? О том, что есть крымское искусство и какова в наши дни роль художника, «Газета» решила побеседовать с молодым художником, писателем, руководителем интернет-издания «Культурная хроника» Шевкетом Кешфидиновым:

– Если говорить о крымской живописи, то принято считать, что крымская школа художников – это пейзаж и импрессионистическая манера. Но это не так, и последние выставки доказали, что не только сложившиеся, но и молодые художники могут писать картины в самых различных жанрах и стилях. Кто-то пишет портреты, кто-то – натюрморты, есть и те, кто пишет пейзажи и прячется от зрителя.

– Кто из современных художников пример для вас?

– Для начала надо разобраться, какой отрезок времени считать современным. Для меня это последние 15 лет, для кого-то другого – последние 50 лет, а кто-то считает современностью последние 100 лет. Для меня Владимир Маяковский – пример настоящего художника, дизайнера, творца. Многие не знают, что Маяковский был очень беден и зарабатывал на жизнь, рисуя плакаты на заказ. Чтобы всё успевать, он специально заставлял себя спать ночами по 15 минут на деревянных досках, чтобы потом он мог продолжать работу над знаменитыми плакатами. В тандеме с Александром Родченко, которого мне тоже хотелось бы отметить, Маяковский добился потрясающих результатов. Их агитационные плакаты – это своеобразное рекламное искусство.

– Каким вы видите художника наших дней? Бытует мнение, что он бедный, взлохмаченный, эстетствующий…

– Я считаю, что современный художник – это образованный, думающий автор, который имеет хорошую базу – профильное образование. Я общаюсь со многими художниками, и они действительно размышляют над своими работами. Так что я не согласен с мнением критиков, считающих современное искусство безыдейным, бездуховным.

– Художник и коммерция. Лежат ли эти понятия в одной плоскости?

– Во‑первых, художник – это профессия. Меня раздражает фраза о том, что художник должен быть голодным. Почему все сыты, а художник должен оставаться голодным, чтобы продолжать творить? Библиотекарю, мебельщику, электрику платят за работу, а художника просят: нарисуйте, что вам стоит. Любая работа должна быть оплачена. Так что в коммерции не вижу ничего плохого. Идеально, когда заказчик даёт художнику свободу творчества, не ограничивая рамками, но это редкий случай. Надо понимать, что у каждого автора есть свой язык, своё видение.

– Когда речь заходит о мастерстве, многие художники ссылаются на Пабло Пикассо, мол, в его картинах нет правды жизни, а признано шедевром. И сейчас модно рисовать, как знаменитый импрессионист.

– Да, популярная отговорка! Только почему-то никто не задумывается о том, какой долгий путь прошёл испанец! Пикассо начинал с реалистичной стилистики – портреты своих родных, пейзажи, эскизы в карандаше.

– А шаржи? В принципе, это искажение объекта творчества, своеобразная гиперболизация черт лица и тела. Можно ли считать это искусством?

– Искусство – это всё, что сходит нам с рук (улыбается). Но что такое шарж? Я не хочу обидеть художников, кто сидит на приморских набережных, поскольку не умею рисовать шаржи. Есть художники, которые достигают высот в жанре шаржа. Но разве их работы можно сравнивать с эскизами Серова, Врубеля? Последние являются культурной ценностью, частью действующих экспозиций в лучших галереях страны.