Хождение за две границы
Хождение за две границы
24 марта 2015 - 08:01
Хождение за две границы 24 марта 2015 - 08:01
Ядвига Болтовская

Корреспондент «Газеты» отправился в путь, чтобы посмотреть, насколько комфортно пешеходам и водителям в пунктах пропуска 

Сколько, по-вашему, необходимо времени, чтобы проехать, скажем, километров двести на легковой машине? Примерно два, два с половиной часа, скажут опытные водители. А если на вашем пути граница и два пункта пропуска с одной и другой стороны? 

Мы начали наш путь с приятелем, которому надо было побывать у родственников в Геническом районе, в субботу от железнодорожного вокзала Симферополя. 

Здесь работает несколько «бригад» таксистов, которые осуществляют трансферт к поездам, отправляющимся из Новоалексеевки в Киев, Харьков, Полтаву и в другие регионы Украины. 

От симферопольского вокзала до первой из упомянутых выше станций проезд в такси одного человека стоит тысячу рублей, в микроавтобусе – пятьсот-шестьсот. Причём и я был тому свидетелем, «бригадиры» таксистов заверяют, что к 12-му поезду на Киев, который отправляется в 18:55 по киевскому времени, пассажир непременно успеет. На границе, мол, не более пяти-шести автомобилей, проверка проходит быстро.

Трасса до Чонгара относительно свободна. Когда подъехали к селу Предмостному Джанкойского района, заработал украинский МТС, о котором крымчане уже начали забывать. Путь от Симферополя до автомобильного пункта пропуска «Джанкой» (это на въезде на полуостров Чонгар) занял менее полутора часов. Очередь была не особо большой – двадцать легковушек и десяток грузовых фур. На самом пункте пропуска вовсю кипит работа: строители накрывают крышу из металлопрофиля над модулями, где осуществляется пограничный и таможенный контроль, оборудуются и дополнительные въезды для легковых и грузовых автомобилей, площадки засыпаются щебнем и гравием. В общем, к летнему сезону будет всё готово. Но сейчас… 

Во-первых, на подходах отсутствует любая информация о работе пункта пропуска: то есть информация в виде вывешенных листочков есть только на территории самого пункта, а туда ещё надо добраться. Можно было оборудовать хоть какой-то временный информационный щит, где были бы указаны телефоны, время движения автобусов и так далее.

Во-вторых, нет ни одного туалета. Люди вынуждены отправлять свои естественные надобности прямо на обочинах, не особо стесняясь друг друга. 

В-третьих, как сообщили местные старожилы-таксисты, здесь нет ни медпункта, ни врача. Если что, приходится вызывать карету «скорой помощи» из Джанкоя, а это несколько десятков километров. 

Со стороны Украины тамошняя пограничная стража пропускает без всякой очереди «особо важных персон», вероятно, за хорошую мзду. Так, минувшей ночью, говорит пограничник, украинцы пропустили к границе с Крымом крутого парня на «роллс-ройсе». Здесь он тоже пытался любой ценой проехать вне очереди, однако ожидал, как все.  

Время 17:00, стоим в очереди около трёх часов. Люди, которых везут таксисты, начинают потихоньку возмущаться: 

– Вы нам обещали, что проблем не будет, а мы уже опаздываем на поезд, возвращайте нам деньги! 

– Лично я вам ничего не обещал, а деньги вы отдавали не мне, а старшему на вокзале в Симферополе, поэтому дальше можете идти пешком, – отвечает один из таксистов. 

Люди, достав чемоданы и сумки, движутся своим ходом на пограничный контроль, а дальше – кому как повезёт. Если после прохождения границы будет оказия, то до украинской границы подвезут, если нет – люди пойдут пешком километров пять-шесть.

Вереницу этих людей, растянувшуюся на трассе, проходящей между солёных озёр, видно издали. Пожилые и молодые, дети преодолевают путь к следующему пункту пропуска.

Сам процесс прохождения границы, как с российской, так и с украинской стороны, занимает минут десять-пятнадцать. Нужно выйти из машины, дождаться, когда её осмотрит работник таможни, а затем подать паспорта в окошечко модуля для прохождения пограничного контроля. 

Кстати, на модулях вывешена информация, как позвонить дежурному по управлению ФСБ в Крыму, номера телефонов других служб. Здесь же и график движения автобусов от пункта пропуска в Джанкой. Автобусы ходят примерно каждые два часа, с 11:50 до 17:50, стоимость билета – 68 рублей. Но почему бы эту информацию не разместить перед границей? Дедушка с окладистой бородой, как у Льва Толстого, ходил и спрашивал у всех, когда же будут автобусы, но никто ему ничего ответить так и не смог, поскольку информацией не обладал.

  Успешно пройдя все виды контроля, мы выдвигаемся к украинской границе. Наш путь лежит через Чонгарский мост. Это своеобразная нейтральная полоса. С одной стороны флаг России, с другой – флаг Украины. 

Подъезжаем к бывшему кафе «Чонгар» и рыночку, который был здесь когда-то. Сейчас это зона ожидания, также выстроилась очередь из легковых и грузовых автомобилей. Поражает колючая проволока с обеих сторон дороги и «вал Яценюка». 

Это примерно двухметровой высоты земляное сооружение, протяжённостью в несколько километров. Здесь же «ежи» из колючей проволоки, укрепления из бетонных блоков, огневые точки, наблюдательные вышки. Территорию на мини-броневичках патрулируют украинские пограничники. Дорожная табличка с благодарностью за соблюдение чистоты на обочинах. В нескольких метрах от неё пустые бутылки, коробки, бумага, пакеты, ветошь и другие характерные приметы жизнедеятельности человека. 

 Стояние в очереди и прохождение границы занимает ещё два с половиной, три часа. Проезжаем на территорию Херсонской области. Дорога крайне разбитая, впечатление такое, что здесь проходили боевые действия. Мой товарищ говорит, что в марте-апреле минувшего года здесь проходила украинская бронетехника, которая занимала позиции, с тех пор трассу никто не ремонтировал. 

Сами позиции различаем в сгущающихся сумерках, проходя блокпост украинской армии. По обе стороны дороги в отрытых капонирах видны силуэты бронемашин, окопы, покрытые маскировочной сетью. На блокпосту останавливает вооружённый человек в военной форме, лицо закрыто балаклавой. Молча осматривает людей в автомобиле и кивком пропускает нас дальше. За этим блокпостом пропадает мобильная связь российского МТС. 

 Родственники моего приятеля – обычные сельские жители. Держат небольшое подсобное хозяйство, по сути, с него и живут. То молоко продадут, то мясо, картофель, фрукты… Говорят, сейчас стало сложнее сбывать продукцию с собственного огорода. У людей нет денег, зарплату и пенсии задерживают, идут сокращения на предприятиях. И ещё – война. Простые люди не понимают, зачем она нужна и как можно убивать своих же соотечественников. 

– Наш сосед, – говорит тёща моего приятеля, – молодой парень, пошёл, как он говорил, защищать Украину от оккупантов. Был ранен ещё под Иловайском. Приехав домой, пил беспробудно несколько недель и всё время повторял, что никаких оккупантов там не видел. Там живут такие же люди, как и на Херсонщине, и в любой другой точке Украины. Сейчас парень собирается на заработки, поедет куда-нибудь в Европу, потому что на родной земле работу предоставить ему не могут.

Возвращаемся назад к украинской границе. В 22:20 пристраиваемся в хвост огромной очереди автомобилей – машины пропускают «в час по чайной ложке». Выходим несколько раз размять ноги, покурить. Очередь, кажется, застыла. Опытные дальнобойщики разворачивают переносные газовые плиты, готовят себе нехитрую снедь. Задаюсь вопросом, почему бы не организовать здесь несколько пунктов обогрева. Почему нет кафе или магазинов, с элементарным набором продуктов, лекарств? 

Рассвет встречаем на нейтральной полосе, на Чонгарском мосту. 

– Скоро будет тепло, дикие птицы возвращаются с мест зимовок, – говорит задумчиво водитель одного из грузовиков. 

По дальнейшему разговору понимаю, что он охотник. Рассказывает, что ранее в этих местах были охотничьи угодья. Сейчас здесь граница. Утки и гуси летают низко, чуть не задевая крыльями автофургоны. Им опасаться здесь нечего.

Фото: Сергей ПАВЛИВ