«Хлебный» бизнес
«Хлебный» бизнес
04 марта 2016 - 10:02
«Хлебный» бизнес 04 марта 2016 - 10:02
Дарина Солнцева

 

Как крымские супермаркеты выбивают из клиентов «чаевые» 
Покупательница из Симферополя смогла вернуть некачественную бытовую технику в магазин только после угроз о том, что обратится в налоговую…
Фото: zaita.ru

Подмена цены 

В поле зрения редакции «Газеты» попала очередная показательно-поучительная для читателей история о том, как супермаркеты бытовой техники зачастую пытаются обманывать покупателей. Жительница Симферополя Елена Александрова рискнула купить себе хлебопечку в супермаркете на ул. Ясной, 37 а. На ценнике фирмы-продавца ООО «Сатурн» значилась сумма 6 269 руб.

Елена, покупательница:

– Я плачу на кассе за хлебопечку – даю кассирше 7 тысяч и жду сдачи. Она заявляет: мол, с вас ещё сверху столько-то. Смотрю в чек – там ещё плюс 990 рублей. За что? Тогда они мне говорят: «Женщина, вы не переживайте – через 2 года мы вам эти деньги вернём». В накладной эта навязанная услуга числится как «Программа Экспресс-Сервис». Мне очень хотелось забрать деньги, ведь никто не гарантирует, что фирма будет работать и через два года, но деньги уже были у неё в кассе – я не могла их забрать.

Другими словами, магазин без предупреждения пристегнул к цене товара дополнительные платежи как «страховку» от поломок и прочих неприятностей. Но, допустим, в случае поломки цена обменного товара не может превысить голой цены хлебопечки. Это значит одно, что дополнительные платежи, в нашем случае 990 рублей, как «чаевые» при любом раскладе останутся в кармане магазина, даже если услуги не понадобятся.

Читателю, кстати, напомним, что вбивать в чек покупателя любую дополнительную сумму сверх цены, указанной в ценнике, даже под видом страхования от поломок и проблем с товаром – это незаконно. И уже за то, что сумма в ценнике на витрине и сумма в чеке имели разницу, магазин, по законодательству РФ, должен быть оштрафован на приличную сумму. Как помним, неоказанные и навязанные услуги караются штрафами. И Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей подтверждает, что это одно из наиболее часто встречающихся нарушений, с которым сталкиваются покупатели, особенно в крупных супермаркетах.

Александр Плотницкий, юрист:

– Документ, который исключает подмену цены, – это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.7). Согласно ей, предоставление недостоверной информации о цене товара – это прямой обман потребителей. Такая подмена цены влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 20 до 40 тысяч рублей. Я напомню, что Гражданский кодекс РФ (ст. 437) расценивает предложение купить товар по определённой цене как публичную оферту со стороны магазина, ценник является именно публичной офертой, значит, продавец обязан продать вам товар по цене, указанной в этой оферте. Таким образом, у вас есть законное право купить товар по цене, указанной на ценнике. Причём даже в ситуации, когда чек уже пробит. И в этом случае покупатель имеет все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы или обменять товар на деньги. На его стороне статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Кредит в кустах 

Кстати, давняя мечта симферопольской покупательницы печь хлеб собственными руками провалилась при первой же попытке. Хлебопечка Centek не смогла толком даже замесить тесто. Бонусом, как уточняет Елена, она обнаружила, что в накладной указана какая-то «сумма кредита». Женщина перепугалась, что на неё повесили кредит.

Елена:

– Начинаю искать, куда же мне обратиться. Иду в Роспотребнадзор, пишу заявление. У меня, говорю, такая проблема, как у Достоевского: тварь я дрожащая или право имею? Там не без юмора мне говорят, право‑то вы имеете, но только его надо выцарапать.

Действительно, в России среди товаров, не подлежащих возврату, – технически сложные бытовые приборы, а хлебопечка в зависимости от модели тоже может являться технически сложным товаром со всеми вытекающими для недовольного покупателя последствиями.

Неудивительно, что, когда Елена пришла в магазин по-хорошему вернуть печку, там собрали целый «консилиум» менеджеров и юристов, чтобы убедить клиентку не забирать деньги, а оставить товар на ремонт. И только после угрозы обратиться в налоговую с чеком, где фигурирует некое навязанное «кредитование», руководство дало отмашку быстро вернуть ей потраченные деньги.

Аттракцион для клиента 

Но осадок-то остался. И для читателей хочется проанализировать подводные камни этого аттракциона невиданной щедрости.

Ведь, кроме навязанной услуги за 990 рублей, интересен и другой момент. Например, в договоре с покупателем мельчайшим шрифтом указано, что он заключён с соблюдением принципов свободы и равенства сторон. Хотя, напомним, покупателя не предупреждают о «чаевых», которые ему вписывают в чек в пользу сторонней фирмы. Дело в том, что навязанные услуги под названием «Экспресс-Сервис» по договору оформлены отнюдь не с фирмой «Сатурн», которая продала товар, а уже с другим магазином и известной российской сетью супермаркетов бытовой техники, которая юридически никак не связана с адресом ул. Ясная (зарегистрирована в Симферополе по проспекту Кирова, 27).

То есть в договоре «Сатурн» уже никак не фигурирует, а фигурируют только фактический адрес торгового центра и название другого магазина. Но вот вопрос: будет ли «адрес» возвращать вам обещанные средства через 2 года, если ко всему прочему выясняется, что гарантийный срок товара всего год, то есть вдвое меньше, чем программа навязанного сервиса?!

Проблема в том, что оказывать сервисные услуги, на которые подписался сторонний магазин, он не имеет права. Обратимся в Единый государственный реестр юридических лиц и выясним, что по указанному юридическому адресу зарегистрировано другое ООО и в его видах деятельности нет ни продажи бытовой техники, ни сервисных услуг по её обслуживанию. В сведениях об основном виде деятельности фигурирует только сдача внаём собственного нежилого имущества.

Схема выглядит как-то сомнительно. Получается, что одна фирма продаёт товар, а на вторую переводит «чаевые» под видом добровольных взносов за неоказанные услуги. Неужели, спросит читатель, налогообложение добровольных взносов отличается от налогообложения обычной прибыли?

Согласитесь, если подумать, «чаевые» за будущие услуги – это, по сути, добровольный страховой взнос покупателя в надежде на сервис.

Как они оформлены в документации предприятия, это вопрос к налоговой. Мы ничего не утверждаем, но одно известно точно, что в силу п. 6 ст. 270 НК РФ взносы на добровольное страхование не учитываются при налого­обложении прибыли, то есть выпадают из поля зрения налоговой.

В тему

Проверки затягиваются 

Управление Роспотребнадзора в Крыму и Севастополе не может оперативно реагировать на жалобы и обращения граждан, поскольку процедура согласования внеплановых проверок с Минэкономразвития РФ затягивается на несколько месяцев, говорит руководитель межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и Севастополю Наталья Пеньковская. По её данным, в 2015 году управление получило около 6 тыс обращений, из них почти половина – о нарушениях прав потребителей.