«Хизб-ут-Тахрир*»: волки в овечьей шкуре, или экстремистское наследие Украины
«Хизб-ут-Тахрир*»: волки в овечьей шкуре, или экстремистское наследие Украины
28 марта 2019 - 14:14
«Хизб-ут-Тахрир*»: волки в овечьей шкуре, или экстремистское наследие Украины 28 марта 2019 - 14:14
Екатерина Зуева

 

Одной из обсуждаемых новостей продолжают оставаться обыски у сторонников запрещённой в России международной террористической организации (МТО) «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»). Оперативные мероприятия, санкционированные судом, провели 27 марта сотрудники ФСБ при взаимодействии с подразделениями МВД и Национальной гвардии.

Террористы или просветители?

В результате спецоперации задержаны 20 участников этой организации. «Используя методы конспирации, во время собраний они распространяли среди жителей полуострова террористическую идеологию, вербовали в свои ряды крымских мусульман. В домах по месту жительства задержанных участников МТО изъято значительное количество запрещённых в РФ пропагандистских материалов «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещённая в России террористическая организация. – Ред.), средств связи, электронных носителей информации, использовавшихся ими при ведении террористической деятельности», – отмечается в сообщении Центра общественных связей ФСБ России.

Поскольку обыски проходили в домах подозреваемых, это сразу же стало поводом для антироссийских СМИ закатить новую истерику про преследование по религиозному и национальному признаку.

Но если оставить в стороне эмоции и посмотреть на ситуацию непредвзято, то стенания эти, мягко скажем, не совсем уместны. Чтобы не быть голословными, попробуем объяснить, почему в феврале 2003 года решением Верховного суда России «Хизб ут-Тахрир» признана террористической организацией.

Начнём с того, что данное объединение, созданное в 1953 году в Иерусалиме, называет себя «политической партией, идеологией которой является ислам». Основной целью своей деятельности последователи организации видят в содействии возвращения мусульман к исламскому образу жизни, основанному на нормах шариата, и распространению исламской веры в мире путём джихада (который, вообще-то, предполагает и вооружённую борьбу за свои идеалы, более того – это священная обязанность правоверного мусульманина). Но достичь эту цель можно только в том случае, если создать единое для всего исламского мира государство – халифат. То есть если в каком-то регионе мира (в нашем случае – в Крыму) живут мусульмане, они, надо понимать, рассматриваются «хизбами» как будущие граждане единого исламского государства. «Заманчивая» перспектива для тех, кто исповедует другую религию.

«Хизбы» любят говорить, что их деятельность абсолютно мирная. Никакого оружия – только общение и просвещение. Более того, последователи «Хизб ут-Тахрир» (запрещённая в России организация. – Ред.) вполне терпимо относятся к таким вольностям, как, например, курение. Нет у них и жёстких требований к выбору одежду и ношению бороды (как, например, у ваххабитов, которых можно узнать по коротким штанам и густой растительности на лице). То есть они всячески подчёркивают, что являются самыми что ни на есть обычными мусульманами, открытыми к диалогу со всем миром.

 

Иллюзия ненасилия

Однако это не должно вводить в заблуждение. Согласно докладу эксперта Раиса Сулейманова «Хизб-ут-Тахрир в Татарстане: идеология, структура организации, деятельность», в отличие от других исламских экстремистских организаций, которые действуют в традиционно мусульманских регионах, «хизбы» последовательно создают структуры в немусульманских районах, привлекая в свои ряды этнических немусульман.

По словам эксперта, работа этой организации строится поэтапно. Сперва «хизбы» занимаются проведением культурных и социальных мероприятий, связанных с исламом (благотворительные обеды, пикники, культурные вечера, раздача еды или одежды малоимущим). Расположив к себе, «хизбы» начинают рассказывать о своей организации, приглашают в кружки по изучению религиозной литературы. При этом, как утверждает Раис Сулейманов, забота о пожилых используется как дополнительное прикрытие деятельности таких кружков – основной упор делается на молодёжь.

Второй этап, как отмечает эксперт, направлен на расширение влияния. «Сделать это можно уже более публично, например, провести митинг, пикет, автопробег, шествие с демонстрацией своей атрибутики, обычно в форме флага. Цель – привлечь внимание к организации. При этом используется либерально-правозащитная демагогия и популизм. Сами представители партии начинают говорить, что они выступают за права мусульман, могут изображать себя ярыми сторонниками Конституции и светских законов государства», – говорится в докладе.

Ну а третий этап – это уже захват власти с помощью сочувствующих им чиновников и общества. Здесь уже допускается использование оружия. «Яркое доказательство тому – активное участие «Хизб-ут-Тахрир» (запрещённая в России террористическая организация. – Ред.) в войне против законного правительства Сирии. При этом, несмотря на определённые идеологические различия, они легко могут объединяться с другими радикальными течениями ислама, например, с ваххабитами», – утверждает исследователь. Поэтому риторика «хизбов» об осуждении насилия не более чем слова. По утверждению Раиса Сулейманова, эта организация никогда официально не осуждала террористические акты.

Поэтому, возвращаясь к крымским реалиям, можно сказать, что первый этап (а отчасти и второй) «хизбами» здесь был пройден при Украине, где они не были запрещены. В итоге они основательно закрепились на полуострове, и нынешние действия российских правоохранителей это только подтверждают.

*запрещенная в РФ террористическая организация