Губы, зубы, кончик языка: лайфхак от логопеда
Губы, зубы, кончик языка: лайфхак от логопеда
18 ноября 2019 - 12:35
Губы, зубы, кончик языка: лайфхак от логопеда 18 ноября 2019 - 12:35
Дмитрий Бугай

Хорошей дикции все возрасты покорны, не перестают твердить логопеды. Ежегодно 14 ноября эксперты в области постановки правильного произношения отмечают свой профессиональный праздник. Часто этот день становится ещё одним поводом напомнить взрослым, имеющим проблемы с произношением тех или иных звуков, что всё нас самом деле вполне поправимо и не так уж невыполнимо.
Фото: logoped-66.ru

Главное, о чём следует задуматься тем, кто всё-таки решится начать работать над правильностью своего произношения, – это понимание того факта, что ни одна, даже самая точная и действенная инструкция, сама по себе ещё не является гарантией успеха. Умение организовать себя и своё время, словно профессиональный спортсмен, настраивать себя на победу, важно не меньше, а может быть, даже и больше, настаивает собеседница «Крымской газеты» учитель-логопед Крымского республиканского центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Елена Круогла.

– Елена Константиновна, как взрослый человек может исправить дефекты речи?

– Очень многое зависит от мотивации. Можно сказать, что эта работа очень похожа на спорт. Артикуляционную гимнастику, например, совершенно не случайно назвали по аналогии с известной спортивной дисциплиной. Работа над усовершенствованием дикции – в первую очередь силовая тренировка. Хорошим стимулом для взрослого человека станет признание того факта, что так или иначе в неформальном общении дефекты дикции обращают на себя внимание. Однако многие продолжают жить с этими недостатками, не задумываясь при этом, что в любом возрасте многие дефекты произношения исправляются, а усилия, которые необходимо к этому приложить, минимальны.

– К чему надо быть готовым?

– Надо понимать, что это работа рутинная, но достаточно простая. Нужно настроить себя на то, что занятиям вы будете уделять 10-15 минут в день. В целом процесс достаточно быстр. Для постановки одного звука иногда достаточно 2-3 месяцев. Правда, здесь надо оговориться: прежде чем приступить к занятиям, необходимо исключить любые нюансы, связанные с медициной. В случаях если у человека нарушено произношение более двух звуков, потребуется консультация специалиста. В том числе ортодонта, стоматолога, терапевта, поскольку нарушения могут быть связаны как со спецификой строения речевого аппарата, так и с неврологическими проблемами. В обязательном порядке и только по результатам консультации со специалистами мы работаем с людьми, у которых дефекты речи возникли вследствие травм или перенесённых болезней.

– Как оборудовать место для занятий и организовать себя самого?

– Для занятий желательно свободное пространство. Хорошо освещённое, уединённое место, поскольку многим взрослым людям тяжело в присутствии кого бы то ни было заниматься артикуляционными упражнениями. Для самоконтроля понадобится зеркало.

– Какова роль в этом процессе родных и близких?

– Помощь друзей и семьи во многом заключается в том, чтобы позволить создать пространство для этих занятий. Лучшая политика – невмешательство, следует предоставить человеку возможность спокойно заниматься самостоятельно. Во всех остальных случаях оказывать помощь взрослому человеку можно, только если он об этом попросит. В том числе обращать его внимание на то, где и когда он забыл произнести звук правильно.

– Что делать, если добиться желаемого результат не получается?

– Обратиться к специалисту, логопеду-профессионалу. Возможно, вы что-то делаете неправильно.

– Как закрепить достигнутый положительный результат?

– Как только вы добились произношения изолированного чёткого звука, следует начать вводить его сначала в слоги, а затем и в слова. Здесь я посоветую использовать слова, которые вы чаще всего используете в повседневной жизни. Это может касаться профессионального словаря, имён, знакомых адресов – возможность упражняться надо искать повсюду. Главное понимать, что когда мы читаем, это один способ автоматизации произношения звука, а когда говорим спонтанно – совершенно другой. Поэтому нужно привыкнуть к тому, что на первых порах надо готовиться к публичным выступлениям или важным и ответственным разговорам, выписывая и проговаривая трудные слова по много раз.

 

Несколько упражнений от логопеда

Артикуляционный уклад звука «С»

– губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы

– зубы сближены до расстояния 1-2 мм

– кончик языка упирается в нижние резцы

– передняя часть спинки языка выгнута

– боковые края языка прижаты к коренным зубам

– вдоль языка по его средней линии образуется желобок

– между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель

– сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум

– голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

 

 Артикуляционный уклад звука «Л»

  – положение губ нейтральное

– зубы сближены до расстояния 2-4 мм

– кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов

– спинка языка опущена

– задняя часть языка поднята по направлению к мягкому нёбу

– боковые края языка опущены

– слабая струя воздуха проходит по бокам языка

– голосовые складки сомкнуты – производят голос.

 

 Артикуляционный уклад звука «Р»

– положение губ нейтральное

– зубы сближены до расстояния 4-5 мм

– кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжён и вибрирует

– спинка языка опущена

– задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому нёбу

– боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

– сильная струя воздуха проходит посередине

– голосовые складки сомкнуты – производят голос.