Густая краска войны: в Крыму проходят выставки к 100-летию художника Юрия Волкова
Густая краска войны: в Крыму проходят выставки к 100-летию художника Юрия Волкова
02 июля 2021 - 12:23 Фото: Наталья Сомова
Густая краска войны: в Крыму проходят выставки к 100-летию художника Юрия Волкова 02 июля 2021 - 12:23
Борис Седенко

 

Сразу три выставки проходят в Крыму, посвящённые к 100-летию со дня рождения известного художника Юрия Волкова. «Крымская газета» публикует некоторые интересные факты из его творческой биографии.

Кисть с рождения  

Тяга к рисованию у Юрия Васильевича проявилась ещё в детстве и семья поддерживала это увлечение. В школе оно стало его любимым предметом, и помимо этих занятий он посещал изостудию, где с ним занимались талантливые педагоги. С каждым днём его талант становился всё ярче — его работа побеждает на всесоюзном конкурсе, позже выполненный им пейзаж преподносят в дар юбиляру — художнику-баталисту Николаю Самокишу. Прославленный мастер берётся учить молодого художника индивидуально, а под его влиянием Юрий хочет стать баталистом, как и его учитель. Между тем, Самокиш написал рекомендацию, чтобы одарённого юношу приняли в Студию военных художников имени Грекова. И его действительно принимают в студию, но на следующий день — 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. 

На волоске 

Вероятно, Юрий Волков родился под счастливой звездой, ведь в период войны он не однократно был на краю гибели, но каждый раз ему чудом удавалось спастись. Через пять месяцев после начала войны его часть была окружена и разбита, раненный художник вместе с товарищами-красноармейцами пробивался к своим, но был схвачен и помещён в лагерь для военнопленных. Лишь с третьей попытки ему удалось сбежать. Художник скрытно вернулся в оккупированную Евпаторию. В родном городе он стал свидетелем трагедии Евпаторийского десанта и расстрелов мирных жителей на Красной горке. Он и сам был в расстрельной колонне, но был освобождён. Через месяц его снова арестовали и увезли в концлагерь «Картофельный городок», и он вновь избежал неминуемой смерти. Волков твёрдо решил вернуться в расположение Красной армии. И в ноябре 1943 года, ещё не раз находясь на волосок от смерти, подвергая себя опасности, достиг намеченной цели и вместе с советской армией прошёл огненными фронтовыми дорогами войну до победного конца.

Опалённый боем

Ужасы военного времени стали страшной школой для Юрия Волкова: её трагедии, шрамы и ожоги он стремился передать в своих произведениях. Причём сделать это максимально реалистично. Специально для этого он собирал реквизит — элементы вражеского обмундирования, вооружение, фляги, сапёрные лопаты и другие предметы. Как отмечали современники, его мастерская напоминала разбомбленный вражеский штаб, но всё это нужно было для работы над картинами. Художник даже создал особый манекен с той физиологической точностью, чтобы тот мог принимать любую позу необходимую для создания нужной композиции.

Как на фото

В советском искусстве Юрий Волков был одним из первых авторов, который использовал документальные фотографии для создания своих художественных образов. В частности в своей графической работе «Красная горка», где запечатлена казнь жителей Евпатории, которую устроили фашисты, облик карателей он срисовывал именно с немецких и румынских снимков, придавая изображённым палачам сходство с реальными захватчиками. Благодаря этому ему удалось передать звериную сущность безжалостных и хладнокровных убийц.

Бей врага

Особый стиль Волкова заключался в том, чтобы передать сокрушительную победу советского народа, через образы обессилевших захватчиков, сломанных морально и физически. В частности на двух известных картинах «Херсонесский тупик» и «Расплата» появляется сидящий вражеский солдат, который в ужасе обхватил голову руками, стремясь отрешиться от того, к чему привело его стремление вытоптать другие народы. Символично, что в «Расплате» немец сидит на камне и окровавленная вода плещется у его ног. На этом же месте два года назад погибали советские патриоты без надежды на пощаду.

Между тем, художник неоднократно подвергался критике, за то что на его картинах чрезмерно натуралистично изображались изувеченные тела, что иногда в минуту триумфа над поверженным врагом, зрителя внезапно охватывало сочувствие к неприятелю. Но Волков  считал, что реалист не должен бежать от правды — война была жестокой и принесла немало горя, но главная победа советского солдата, заключалась именно в человечности, в том, что он не опускался до расправы.

К просмотру обязательно:

Гости нашего полуострова могут получить представление о творчестве Юрия Волкова сразу же по прибытию в Симферополь. В пассажирском терминале международного аэропорта Симферополь открылась выставка, на которой представлено 15 репродукций произведений художника. В частности вниманию зрителей предложено знаменитое монументальное полотно «Подвиг пяти черноморцев», а также картина «Херсонесский тупик». Выставка продлится до 27 июля.

Оригиналы представленных копий можно увидеть в Крымском зале Симферопольского художественного музея, где проходит выставка «Подвиг души художника». Она доступна для посетителей до 17 октября.

В Евпатории, где жил и работал Юрий Волков также в краеведческом музее открылась выставка, посвящённая творчеству художника. На ней демонстрируются более 50 живописных и графических работ мастера, а также  его личные вещи — фотографии, письма, документы, мольберт и палитра. Посетители смогут убедиться в многогранности таланта  художника его творческие поиски — работу с металлом, керамикой. В экспозиции представлены известных произведения «Красная горка», «Бой отряда «Красная каска», эскизы к картине «Один из многих».

Из дневника художника

В Великую Отечественную войну фашистская машина была сломлена, но сам фашизм выжил, приобретя разные формы. Вот почему темы Великой Отечественной войны в искусстве остаются актуальными (…). Фашизм кроется в самой природе человека: в жестокости, снобизме, себялюбии, мещанстве, обывальщине, стяжательстве, карьеризме, властолюбии… Это первые ступени на пути к фашизму.