Грандиозная, героическая красота: 120 лет художнику Ивану Билибину
Грандиозная, героическая красота: 120 лет художнику Ивану Билибину
05 сентября 2021 - 10:04 Природная гармония Батилимана. Фото автора.
Грандиозная, героическая красота: 120 лет художнику Ивану Билибину 05 сентября 2021 - 10:04
Кирилл Белозеров

Читатели старшего поколения хорошо помнят роскошно изданные русские народные сказки
с иллюстрациями Ивана Билибина. Тщательно проработанные романтические сюжеты его картин вызывали неподдельный интерес.

В августе исполняется 145 лет со дня рождения художника. И мало кто знает, что одна из ярких страниц его жизни и творчества тесно связана с Южным берегом Крыма.

«Товарищество интеллигентных тружеников»

В первом десятилетии XX века политическая ситуация в России стабилизировалась. Страна находилась на пике экономического развития, у многих появились свободные деньги, и люди стали задумываться об их достойном вложении. На Крымском полуострове начался строительный бум.

Однако урочище Батилиман неподалёку от Севастополя долгое время не привлекало особого внимания инвесторов. Сказывалось отсутствие дорог и прочей инфраструктуры. В то же время удалённость от ялтинской и севастопольской цивилизаций и первозданная природа вызывали неподдельный восторг у творческих натур. Они решили создать в «затерянном мире» культурную колонию.

Коллектив товарищества подобрался очень представительный: депутат Государственной Думы, глава партии конституционных демократов Пётр Милюков, писатель Владимир Короленко, врач и литератор Сергей Елпатьевский, режиссёр Константин Станиславский, учёный Владимир Вернадский, художник Иван Билибин.

Сказочное место

Первое впечатление от встречи с Батилиманом оказалось неоднозначным. Средиземноморский пейзаж был, конечно, великолепен: кряжистые можжевельники и изящные земляничные деревья по каменистому склону спускались к самому морю. Ничего другого не было, по-этому первую ночь на новом месте почтенная публика провела в палатках, установленных прямо на пляже. Рыбаки подвезли свежайшую кефаль, и запечённая на углях рыба в сочетании с белым сухим вином под звёздным небом скрасила все мелкие трудности.

Таким предстаёт Батилиман на полотне Ивана Билибина. Фото из открытых источников.

На следующий день землемер разметил участки. Распределили их демократично – по жребию. Билибину повезло больше других: ему достался надел прямо на берегу, да ещё с домиком, построенным ранее рыбаками. Дом был неказист, но имел просторную деревянную веранду, обращённую в сторону моря. Вид с неё очень нравился художнику. Как-то в разговоре он обронил: «Батилиман обладает грандиозной, героической красотой».

К дому Билибин пристроил ещё одну большую комнату, в которой располагалась мастерская. Виноград, розы, магнолии преобразили скромную избушку в элегантный коттедж.

Остаётся сожалеть, что дом художника не сохранился. На его месте возвели здание столовой детского оздоровительного лагеря.

Иоанн Батилиманский

В 1912 году «интеллигентные труженики» приступили к строительству дач. Они были небольшими и не отличались изысканной архитектурой: публика собралась творческая, но не слишком богатая. По счастью, сохранился дом инженера Кравцова, построенный по эскизам Билибина. Белокаменная вилла выдержана в классических формах. Характерной особенностью являются колонны, на которых покоится большая терраса. Окна второго этажа оформлены лепниной. Растительные мотивы хорошо узнаваемы: Билибин не единожды использовал их в книжных иллюстрациях. Дом инженера неплохо сохранился и является своеобразным памятником творчеству художника.

Билибин приезжал в Батилиман каждый год. Эти места настолько нравились художнику, что он подписывал письма шутливым титулом Иоанн Батилиманский. Иван Яковлевич был душой дружной компании: предводительствовал на вечерних посиделках и дружеских пирушках, охотно читал стихи собственного сочинения, в которых «забавно сочетались мягкий юмор, злободневность и юношеская лирика».

Смутные времена

В историю России Билибин вошёл не только как иллюстратор книг. После Февральской революции 1917 года он создал новый герб страны – изображение двуглавого орла, но без атрибутов царской власти. Уже в наше время билибинский орёл стал эмблемой Банка России.

Социалистическую революцию художник не принял. Осенью 1917 года он спешно покидает бурлящий Петроград и уезжает в более спокойный Крым. «Смолистый запах сосен и можжевельника, скрипение цикад, горячие скалы, шум прибоя и полное отсутствие людей» – всё это вполне устраивало Билибина, намеревавшегося пересидеть смутное время в тихом месте.

Во время Гражданской войны он жил тут практически безвыездно. Однако жизнь диктовала свои условия. Посёлок опустел. Большинство обитателей Батилимана покинули Россию.

Очевидно, ужасы междоусобицы обходили урочище стороной, и Иван Яковлевич имел возможности для творчества. В поисках эффектных видов любознательный художник обошёл все окрестности. Сохранились несколько этюдов – виды окрестных гор, включая широко распиаренное нынче место – Храм Солнца, которое у Билибина называется проще – «скалы Сахарные головки» (для тех, кто подзабыл: это была популярная форма продажи сахара). Самая большая скала, удивительно похожая на Голову из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», надо полагать, вдохновила Билибина на создание одноимённой картины.

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Фото из открытых источников.

В Батилимане написан цикл работ на темы былин о Святогоре – богатыре-великане, герое русского эпоса.

В 1919 году, осознав безвыходность ситуации, Билибин оставляет «пустынный уголок». Все 20 лет, проведённые за границей, он с ностальгией вспоминал Батилиман, «где не надо было искать предмет для картины. Он был всюду, куда ни повернёшь голову».

Художнику было суждено вернуться на родину. Однако посетить «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» Ивану Яковлевичу более не довелось. Его жизнь оборвалась в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Как Симферополь связал судьбы Тренёва и Раневской >>