Герой Российской Федерации, лётчик-испытатель 1-го класса
Герой Российской Федерации, лётчик-испытатель 1-го класса
24 июля 2020 - 15:53
Герой Российской Федерации, лётчик-испытатель 1-го класса 24 июля 2020 - 15:53
Антон Павлов

Лётчик рассказывает, как живёт без самолётов и какие из них самые лучшие

О создании в Крыму центров патриотического воспитания и колледжа с космическим уклоном «Крымской газете» рассказал Герой Российской Федерации,
лётчик-испытатель 1-го класса Анатолий Николаевич Кнышов.

Знать, любить и уважать

– В сентябре 2018 года вы возглавили в Севастополе и Республике Крым Межрегиональную общественную организацию «Герои Отечества». Какова её главная цель?

– Наша организация создана, чтобы об исторических завоеваниях, которые были во все века здесь, на территории Крыма, начиная с Екатерины Великой и до сегодняшнего дня, знали наши школьники, студенты. Мы создали её, чтобы всю крымскую молодёжь объединить под эгидой патриотического воспитания. Основная идея нашей организации – прививать патриотические чувства и любовь к семье, к обучению, школьному окружению и к Родине, уважение к государству.

– Что связывает вас с полуостровом?

– Я в 1969 году служил в Крыму ещё лейтенантом. Кроме того, до Великой Отечественной войны, во время неё и после здесь жили мои родственники. Дед занимался виноделием в совхозе-заводе «Качинский». Крым – это особый регион, где сама природа позволяет вырастить виноград, из которого делается прекрасное вино. В прошлом году на фестивале в Германии виноделы Крыма получили первое место. Почему же мне не создать здесь организацию, которая бы могла те великие традиции, которые заложены ещё с древних времён, передавать молодому поколению? Например, любовь к Родине и её защиту.

Любую пядь земли

– Как сегодня выглядит наша армия, насколько мы защищены?

– Если говорить о современной российской армии, то она является одной из самых подготовленных во всех отношениях. За последние два-три года мы очень сильно продвинулись в вопросе вооружения. Видим, как часто проходят учения. О новых видах вооружения, которых даже нет в мире, говорил и наш Верховный главнокомандующий в посланиях Совету Федерации. А коль нет в мире, то это говорит о том, что наша военная наука, наши технологии опережают мировые на 10-15 лет. И если у нас есть такая техника, то, значит, ею должны заниматься высококвалифицированные военнослужащие. Всё это указывает на то, что наша армия находится на высоте – мы способны защитить любую точку Российской Федерации. Любую пядь земли, как это было во все
времена.

– Возможно ли сегодня нашу армию перевести исключительно на контракт?

– Дело в том, что переход на контрактную службу – это дорогостоящий этап. Он идёт постепенно, по мере появления рабочих военных мест, по мере потребности в тех или иных воинских специальностях. Контрактная служба сейчас очень уважаемая, достойная. И если кто-то её выбрал, ему предоставляются льготы – служебное общежитие, довольствие, очень хорошее денежное содержание. Плюс есть возможность приобрести воинскую или гражданскую специальность на службе. Поэтому сейчас идёт очень правильный подход к организации службы по контракту.

– Каковы главные черты характера лётчика-испытателя?

– Лётчик-испытатель – это человек, который обязан быть психически, психологически устойчивым, а также физически и научно развитым. Что такое самолёт? Это всё новейшее, что только может быть на данный момент в науке и технологии. А лётчик-испытатель отвечает за конечный результат построения летательного аппарата. Поэтому ещё и ответственность громадная.

– Вы же много пассажирских самолётов испытывали. А раньше они тоже так часто падали, как сейчас?

– Я летал на 50 самолётах, многие из которых разработывал авиационный комплекс имени Ильюшина. Они являются одними из самых надёжных самолётов в мире. Если сравнивать с теми аварийными ситуациями, которые происходят за рубежом, то самолёты конструкторской разработки Советского Союза были самыми надёжными. У нас требования к условиям безопасности и комфорту значительно выше, чем за рубежом. Наша советская авиационная промышленность выпускала ежегодно более двух тысяч самолётов различных классов. Первые полёты, которые я выполнял в Крым ещё в 1979-м году, были на самолёте Ил-86. С 350 пассажирами на борту отечественные самолёты курсировали в Симферополь каждые 30 минут.

Сейчас в аэропорту Симферополя строится вторая полоса, и, чтобы на неё садились только самолёты отечественного производства, нам необходимо вернуться к модернизации тех машин, которые были созданы в Советском Союзе. Чтобы каждый раз, когда пассажир покупал билет в Крым, он знал, что это – частица нашей авиационной промышленности, которая будет создавать новые и новые виды техники. А самолёты России нужны, потому что у нас протяжённость от Калининграда до Сахалина, 12 часовых поясов.

– Когда происходит очередная авиакатастрофа, вы как специалист анализируете причину?

– Любая поломка, отказ двигателя или системы до взлёта называется лётным происшествием. Так вот, при любом лётном происшествии, которое происходит не только у нас, но и в мире, мне звонят как эксперту, и я даю своё мнение или заключение. Это ещё до того, когда государственная комиссия рассмотрит все материалы, расшифрует параметры чёрного ящика и только потом воссоздаст картину, которая могла быть. А мне как эксперту понятно, какая может быть проблема и причина отказа техники. Я знаю типы всех самолётов и принцип их работы.

– У вас был любимый самолёт?

– Для лётчика-испытателя любой самолёт, который он поднимает в воздух, – его детище. Для меня каждый самолёт – это часть моей жизни. Но самый последний самолёт, который я испытывал, – это Ил-96-300. Это пассажирский самолёт, на котором и сейчас летает первое лицо нашего государства. Это один из самых надёжных, безопасных, как и все самолёты, которые создавались в Советском Союзе.

14 июля было 27 лет его эксплуатации в авиакомпании «Аэрофлот». Он ни разу не подводил в воздухе.

Следуя традициям

– Говорят, первым делом самолёты, а девушки потом. У лётчиков-испытателей счастливые семьи?

– У каждого молодого человека, как бы он профессионально ни рос, всё-таки должны быть уют и домашний покой. Профессия лётчика-испытателя очень трудная и требует отдыха. Без него выполнить задачи, особенно в случае появления какой-то аварийной ситуации, невозможно. Должна создаваться семья, должны быть дети, которые могут стать последователями, равняться на родителей или выбирать свою профессию, чтобы ею гордиться. И идея создания традиционной семьи сейчас записана в поправках в Конституцию.

– Ваши дети пошли по вашим стопам?

– У меня два сына, дочь и два внука. Старший сын прошёл школу лётчиков-испытателей, но когда в 90-х годах не было испытаний, он пошёл работать в авиакомпанию «Аэрофлот» и был одним из самых молодых командиров самолёта Ил-96-300, который летал по всему миру. Я завершил испытание первого отечественного самолёта в возрасте 31 года, а он стал командиром самолёта тоже в 31 год. Это, пожалуй, тот возраст, когда лётчик достигает вершины своего мастерства. Дай бог, чтобы каждый выпускник школы к этим годам стремился достичь вершины в своей профессии.

Второй сын окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Жуковского. Дочь тоже имеет высшее образование. Она работает в дирекции Международного авиационного салона и обеспечивает всё необходимое, чтобы в небе над городом Жуковским наши пилотажные группы показывали совершенство лётного мастерства в воздухе – красоту, на которую приезжают полюбоваться со всего мира.

На этих примерах и будем нашу молодёжь воспитывать. Мы буквально несколько дней назад встречались с Главой Республики Крым, по инициативе которого был создан комитет молодёжной политики Крыма, и встречались с руководителем этого комитета. Согласовывали планы совместной деятельности государственной структуры с нашей общественной организацией. Хочу сказать, что будут создаваться около восьми центров патриотического воспитания в Крыму. На это выделят определённое финансирование. Планируется даже создать колледж с космическим уклоном. Кроме того, учитывая, что сейчас наши призывники служат всего один год, необходимо, чтобы даже в период школьного образования они проходили в центрах патриотического воспитания военные курсы. Чтобы могли хотя бы маршировать, правильно отдавать честь, стрелять в тире… Это начальная военная подготовка, которая была раньше в школе, – её нужно возвращать.

Патриотические центры будут рассчитаны и на младших школьников. Они смогут на картах погонять, поиграть в игры, познакомиться с военной техникой. Это всё будет элементом патриотического воспитания. Это нужно, потому что слишком сложное у России окружение…

 

Справка «Крымской газеты»

Анатолий Николаевич Кнышов родился 2 марта1947 года в посёлке зерносовхоза Индустрия (ныне – Станично-Луганский районЛуганской НР). Окончил аэроклуб в Луганске. В сентябре 1965 года был призван на службу в Советскую армию. В 1969 году он окончил Армавирское военное авиационное училище, а в 1975 году – школу лётчиков-испытателей, после чего был лётчиком-испытателем ОКБ Ильюшина. В 1979 году Анатолий Кнышов окончил Московский авиационный институт, в 1984 году – аспирантуру Лётно-исследовательского института. Участвовал в испытаниях самолётов «Ил-76МФ», «Ил-86Т», «Ил-86», «Ил-96-300», «Ил-96МО», «Ил-76», «Ил-76ПС», «Ил-80», «Ил-82», «Ил-86», а также их различных модификаций. Указом Президента РФ от 10 апреля 1996 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники» Анатолий Кнышов был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Жил в городе Жуковском Московской области, работал ведущим специалистом Государственной службы гражданской авиации. Последние два года живёт в Севастополе.