Где можно заплатить за воду без комиссии и почему нельзя пить из симферопольского фонтана Савопуло?
Где можно заплатить за воду без комиссии и почему нельзя пить из симферопольского фонтана Савопуло?
19 марта 2021 - 13:31 фото: кадр из видео телеканала «Крым 24».
Где можно заплатить за воду без комиссии и почему нельзя пить из симферопольского фонтана Савопуло? 19 марта 2021 - 13:31
Ирина Гуливатая

 

Об этом и не только «Крымской газете» рассказала директор по сбыту ГУП РК «Вода Крыма» Ольга Рябенькая.

О ТРУДНОСТИ И МУДРОСТИ

– Стали ли хуже рассчитываться за воду с тех пор, как в некоторых регионах Крыма возникла проблема с водоснабжением?

– Мы провели масштабную информационно-разъяснительную работу, обозначили прямую зависимость качества оказания услуг от своевременной и полной оплаты. Ориентировали потребителя на соблюдение законодательства в части недопущения образования долгов и оплаты в срок до 10 числа ежемесячно. Наше кредо: работать во благо жителей Крыма, создавать им комфортные условия не только потребления услуг, но и их оплаты. Идём навстречу абонентам, заключаем с ними договоры рассрочки, реструктуризации долга, мировые соглашения на условиях, которые выгодны для нас и комфортны для абонента.

Возникшие в прошлом году форс-мажорные обстоятельства –COVID-19 и режим вододефицита, привёдший к подаче воды по графику, – отрицательно сказались на уровне оплаты. Первое время было небольшое снижение, но мы оперативно это компенсировали реализацией ряда эффективных методов работы и внедрением дополнительных способов оплаты. В результате достигли даже более высокого показателя по уровню оплаты, чем в 2019 году. Любая трудность даёт мудрость, гласит пословица. В нашем случае был получен новый опыт работы в нестандартных условиях.

– Какова сегодня задолженность потребителей перед «Водой Крыма»?

– Традиционно каждый год в январе, феврале и марте дебиторская задолженность растёт в силу разных обстоятельств. Это зачастую и отсутствие работы у абонентов, потому что население в основном более финансово обеспечено и трудоустроено в курортный сезон, когда активизируются туристическая, развлекательная и оздоровительная отрасли. Но в этом году у нас даже на несколько процентов уровень оплаты выше, чем за январь-февраль прошлого года. Тенденция и достигнутый темп сохранились! И специалисты это всячески стараются поддерживать. На начало марта дебиторская задолженность перед «Водой Крыма» всех категорий абонентов, физических и юридических лиц, соизмерима полуторамесячному начислению за реализованные услуги.

– Какие меры применяете к должникам?

– Больше ориентируемся на уведомительную работу, проводим стимулирующие акции и обращаемся к абонентам посредством медиаресурсов, через печатные издания, а также теле- и радиоэфиры. Организовали мобильные кассы, закупили 38 контрольно-кассовых аппаратов и принимаем наличные деньги у абонентов в своих расчётно-кассовых центрах без комиссионного сбора. Недавно установили в центрах POST-терминалы, где можно оплатить воду также без комиссии. На сайте «Воды Крыма» есть личный кабинет, в котором можно оставить показания, внести оплату и сделать сверку в любое время дня и ночи. На том же сайте есть отдельная вкладка, где абонент без комиссии может произвести оплату. Также доставляем счета-квитанции и ежемесячно загружаем все начисления для оплаты в ГИС ЖКХ, люди и здесь могут произвести оплату.

Но если мы исчерпали уведомительные способы, и абонент нас не слышит, то прибегаем к более действенным – к принудительным мерам. Обращаемся в суд с исками. В этом случае на должника ложится дополнительная нагрузка по оплате всех судебных издержек и госпошлин. В случае неисполнения должником решения суда в добровольном порядке, направляем на исполнение в ФССП, которая, в свою очередь, после возбуждения исполнительного производства обращает взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, на все виды доходов: зарплату, пенсию, стипендию; изымает у должника имущество, а также вправе даже принудительно выселять должника из жилого помещения. Предпринимаются исчерпывающие меры до полного погашения долга.

И конечно, крайняя мера – отключение от централизованного водоснабжения и водоотведения. С апреля 2020 года – начала пандемии коронавируса – законодательно было запрещено отключать абонентов и начислять пени. Но с 1 января текущего года эта норма возобновлена. Когда мы приезжаем отключать абонента, он быстро находит деньги и оплачивает долг. При этом на потребителя ложится дополнительный груз – он оплачивает наши затраты на его отключение и затем подключение к водоснабжению.

– О каких суммах идёт речь?

– Если в квартире ограничиваем услугу, то за возобновление абоненту приходится выложить от одной до трёх тысяч рублей. Это помимо обязательной выплаты долга, который стал причиной отключения. В частном секторе, где порой приходится делать разрытие и демонтировать часть трубы, сумма может доходить до 10 тысяч рублей.

СЧЁТЧИК – ЗА РУБЛЬ

– Сколько незаконных врезок в центральную систему водоотведения обнаружили и ликвидировали? Какой штраф предусмотрен за это?

– За несанкционированное подключение в прошлом году составлено около 400 актов, сумма штрафов – 277 миллионов рублей. Штраф зависит, в первую очередь, от диаметра трубы, материала, из которой она изготовлена, и периода самовольного пользования. Незаконно подключившемуся физлицу будет начислен штраф с учётом пользования водой или канализацией максимум за три месяца, а юридическому лицу – до трёх лет. Поэтому для последнего штрафы составляют десятки миллионов рублей. Это справедливо: если уж занимаешься хищением, то, будь добр, компенсируй ущерб государству. При существующем вододефиците воровать воду у себя же – большой грех!

– У многих сегодня нет счётчиков? Ведь люди наполняют бассейны, поливают огороды питьевой водой…

– 100% юридических лиц сегодня имеют счётчики. Водомеры установлены и у 90% населения. Есть ряд филиалов – Ленинский, Судакский, Бахчисарайский и Керченский – где максимальный уровень, как мы говорим, оводомеривания – до 97-98%. В целом у нас 50 тысяч абонентов остаётся сегодня без водомеров. Мы им начисляем оплату по водоснабжению и водоотведению по нормативу и с повышающим коэффициентом (для проживающих в МКД). Но законодательная норма, обязывающая абонента установить водомер, к сожалению, отсутствует. За последние три года мы провели несколько акций и установили абонентам 3,5 тысячи водомеров за один рубль. Одно из условий акции – абонент должен погасить задолженность. С каждым разом мы предлагаем более лояльные условия. Допустим, чтобы абонент оплатил первый транш (50% от суммы долга), а остальное – в течение трёх-шести месяцев. В любом случае установка водомера выгодна абоненту, человек платит в два-три раза меньше. Абонентов с бассейнами стараемся отслеживать и обязываем устанавливать водомеры или устанавливаем своими силами с последующей компенсацией абонентом понесённых затрат.

– Абоненты требовали пересчитать плату из-за подачи грязной воды?

– Такие обращения были, особенно в первое время, когда мы только начинали давать воду по графику и весь этот процесс только налаживался. Мы регулировали запорную арматуру, это очень сложно, потому что все инженерные сети и сооружения прокладывались ещё в прошлом столетии, и сегодня монтаж сетей и замена проходят очень редко. По жалобам мы выезжали, брали пробы, но зачастую вода шла чистая. Также при подаче воды по графику для населения без водомеров мы делаем перерасчёты, не ждём, пока потребители сами обратятся. Ведь есть постановление, которое обязывает нас в случае некачественного оказания услуг ежемесячно делать перерасчёты абонентам, что мы и исполняем. Так, в настоящее время вместо 24 часов в сутки мы подаём в Симферополе воду шесть часов. Уровень начислений и, соответственно, оплаты для абонентов снизился примерно на 80%.

ДВАЖДЫ ОДНУ ВОДУ…

– Сколько автомоек из общего количества платит за воду и какую воду, там используют: техническую или питьевую?

– В Симферополе около 120 автомоек. Все они оплачивают потребление воды своевременно, без нарушений. С юрлицами легче работать. Мы можем применять к ним более короткие сроки и более агрессивные принудительные меры. За сутки уведомляем юрлицо о планируемом ограничении при наличии долга и сразу отключаем от централизованного водоснабжения и водоотведения. Для населения более длительная процедура, необходимо предупреждать за месяц.

Юрлица, конечно, используют питьевую воду, так как техническую мы не подаём. Около 10% автомоек уже по нашим настойчивым просьбам (требовать мы не можем по законодательству) перешли на оборотное водоснабжение. То есть воду они могут использовать несколько раз.

– Почему не используете для нужд Симферополя воду фонтана Савопуло?

– Вода родника по показателям не пригодна для питьевых нужд.