Феодосийская картинная галерея увеличивает количество посетителей и покажет полотна Айвазовского в Австралии
Феодосийская картинная галерея увеличивает количество посетителей и покажет полотна Айвазовского в Австралии
03 февраля 2020 - 13:31
Феодосийская картинная галерея увеличивает количество посетителей и покажет полотна Айвазовского в Австралии 03 февраля 2020 - 13:31

 

Грохот разбивающихся о каменистые берега волн, непогода, взрывающиеся корабли, а рядом тихое спокойствие ослепительного вечера над морской гладью. В Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского собрана самая большая в мире коллекция работ мариниста. После открытия автомобильного сообщения на Крымском мосту количество посетителей в галерее выросло. Теперь с открытием железной дороги оно увеличилось снова. «Крымская газета» узнавала, какие тайны хранит галерея, побеседовав с её директором Татьяной Гайдук.
Фото: Лидия Ветхова 

О коллекции

– Феодосийская картинная галерея – это первая в России периферийная публичная картинная галерея. Айвазовский построил её сам и открыл 29 июня 1880 года. На тот момент в России существовало только два публичных музея: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. Такие крупные собрания русского искусства, как Русский музей и Третьяковская картинная галерея, были открыты позже нашей Феодосийской картинной галереи.

По завещанию Айвазовского городу перешёл главный выставочный зал и 49 работ, которые в нём хранились. С тех пор картинная галерея выросла значительно – сейчас у нас около 11 тысяч единиц хранения. Среди них самая большая в мире коллекция произведений Айвазовского – 416 картин, а также самая большая в мире коллекция работ Константина Богаевского, а также прекрасная коллекция произведений Максимилиана Волошина. Последние две коллекции интересны тем, что многие свои работы художники ещё при жизни дарили галерее. Они понимали, в какое собрание передают свои работы, поэтому преподносили галерее лучшее. У нас хранится большая коллекция произведений внуков Айвазовского и очень много работ русских художников советского периода. Сейчас начинаем собирать произведения ХХI века.

 

О сложности жанра

– Жанр изобразительного искусства, в котором работал Айвазовский, – марина. Это вид пейзажа, который изображает море и окрестности. Чтобы писать море, художник должен, во-первых, получить хорошую школу (а у нас была и остаётся хорошая школа живописи), во-вторых, он должен обладать особыми сложными приёмами передачи света, воздушной среды, прозрачности воды и морских далей.

 

Об эталонных работах

– Важная характеристика нашей коллекции – то, что у нас хранится самый большой массив эталонных работ Айвазовского. В случае Ивана Константиновича это очень важно. Мы знаем, что Айвазовский – очень продаваемый на аукционах художник, который держит высокие цены. А для этого нужно, чтобы были соблюдены три условия. Первое, художник должен уметь писать. Второе, художник должен быть очень высокого уровня – если не гениальным, то очень выдающимся. Третье, он должен оставить небольшое творческое наследие. У Айвазовского же шесть тысяч произведений, и каждая работа, попадающая на аукцион, стоит очень дорого. Не секрет, что на аукционах работ Айвазовского продано очень много. В связи с этим определение подлинности обретает очень важную роль: нужно сравнивать исследуемую работу с эталонным произведением. У нас же, как я уже сказала, самый большой в мире массив эталонных произведений Айвазовского.

О самой знаменитой картине

– Понятно, что, написав шесть тысяч картин, в каждой художник не мог быть равен себе. Выделяют работы более высокого качества. У нас в галерее практические все такие. Прежде всего речь идёт о крупных работах – «Среди волн», «От штиля к урагану». Ко всему прочему это и батальные работы. Хотя на самом деле, когда вы выйдете в залы, трудно будет выделить лучшие.

 

О чтении деталей

– Айвазовский работал очень быстро. Несмотря на это, каждая работа имеет огромное количество интересных деталей. Многие из них до сих пор не прочитаны. Только сейчас мы начинаем вчитываться в них и можем показать их публике. Айвазовский вкладывал сюжетные линии в свои произведения. Одновременно с этим, если говорить о картине «Среди волн», то там только море, небо и солнечный луч. Но она удивительно притягательна. Я знаю посетителей, которые любуются ею часами.

 

Об экспозиции

– Экспозиция в отношении коллекции галереи часто сравнивают с айсбергом, только десятая часть которого – над водой. То есть это даже не десятая часть, а меньше. Даже в крупных музеях с большими экспозиционными площадями больше десятой части коллекции на экспонирование не выходит одновременно. У нас сейчас удивительное время, когда вся живопись Айвазовского представлена для публики. Это происходит потому, что мы живём в ожидании капремонта. Наши фонды хранятся в приспособленном помещении, а для работ Айвазовского гораздо лучшие условия – в экспозиции. Те, кто приходит к нам сейчас, имеют счастливую возможность увидеть всю живопись Айвазовского. Большая часть произведений художника по окончании капитального ремонта будет экспонироваться в выставочном зале, который он открыл в 1880 году. Это помещение площадью 260 квадратных метров и высотой четыре метра. Значит, некоторые произведения будут располагаться на высоте два-три метра. А сейчас наши посетители видят картины визави.

О капитальном ремонте

– Здание галереи очень долго не ремонтировалось капитально, но теперь мы вошли в план по ФЦП. Уже проведены работы по технико-экономическому обоснованию, определена конечная стоимость спасательно-восстановительных работ. Это чуть больше 800 млн рублей. Деньги уже нашли отражение в федеральном бюджете. Теперь ведутся работы по созданию проектно-сметной документации. Ожидается, что они будут завершены летом и все документы выйдут из экспертиз к концу осени. После этого не будет никаких препятствий к тому, чтобы начинать работы на объекте. Важно, что галерею мы не закроем ни на один день.

Ещё у нас есть такой прекрасный ресурс – это проведение работ на территории и в здании бывшего военного городка. Эта территория некогда тоже принадлежала Ивану Айвазовскому, некоторые строения были возведены именно им. Со времён Украины галерея и городские власти пытались получить хотя бы несколько зданий для дальнейшего развития. В украинский период ничего не получилось. Наступил российский период, и точку в этом вопросе поставил глава Крыма Сергей Аксёнов. После его переговоров с Министерством обороны РФ участок отдали нам. Теперь мы сможем более полно показывать нашу коллекцию, наконец очень многие наши художники выйдут из тени Айвазовского.

 

О Крымском мосте и количестве посетителей

– Когда Крым был частью Украины, курорты не развивались, а полуостров перестал быть привлекательным для российской публики. Теперь с возвращением в Россию, когда появился Крымский мост, мы вновь обретаем популярность, у нас всё больше посетителей.

Приведу цифры. За 2017 год нашу галерею посетили 240 тысяч человек, в 2018 году – 281 тысяча, а в 2019 – 313 тысяч. Интересный факт: за первые девять дней 2020 года, за новогодние каникулы, нас посетило столько же человек, сколько за весь январь прошлого года.

 

О повышении престижа России

– Айвазовский в своём творчестве утверждал образ России как цивилизованного государства. К сожалению, сейчас к России в мире неадекватное отношение – санкции, нелепые обвинения. Так получается, что наше современное искусство и на выставках, и на аукционах помогает мировому сообществу сформировать адекватный образ нашей страны, где настолько великолепно развиваются культура и искусство. Айвазовский в течение своей жизни очень многое сделал для поднятия престижа России и российской культуры. Он был открыт общению и устраивал свои выставки по всему миру. Эту традицию мы продолжаем сейчас.

 

О фильме для Австралии

– Моё наблюдение: если музей располагается в том здании, где жил и работал художник, писатель или поэт, то музей, так или иначе, начинает воспроизводить те традиции, которые существовали в доме. Айвазовский устраивал свои выставки по всему миру. Мы тоже в этом году делаем серьёзный шаг за пределы не только Крыма, но и России.

Потомков Айвазовского судьба разбросала по всему миру. Несправедливо, что в Австралии, где сейчас их 28, в музеях всего два оригинала работ мариниста, поэтому мы начинаем популяризацию произведений Айвазовского в Австралии. Совместно с ростовским экспоцентром делаем фильм в формате оживших картин. Сотрудники центра уже отсняли весь необходимый материал, фильм находится на стадии завершения. Премьера состоится в Екатеринбурге в феврале. Параллельно мы будем работать над англоязычным вариантом текста. В середине апреля двуязычный вариант будет презентован в Ростове-на-Дону. Затем мы, обладая авторскими правами на фильм, передадим его для демонстрации в Австралии. Кроме того, фильм уже включили в показ на кинофестивале русских фильмов, который будет проходить там же в сентябре.