Эрмитаж в миниатюре
Эрмитаж в миниатюре
30 сентября 2015 - 16:03
Эрмитаж в миниатюре 30 сентября 2015 - 16:03
София Чёрная

 

В Воронцовском дворце-музее увидели свет и зрителя шедевры русской академической живописи
Десятилетиями в фондах музея ко­пились настоящие шедевры отечественной живописи. Собрание оригинальных произведений русских художников петербургской академи-ческой школы пополнялось из разных источников. 
Галина Филатова проводит экскурсию.

Коллекция картин графа Михаила Воронцова, находившаяся в его алупкинском и одесском владениях, приросла полотнами, привезёнными из всех южнобережных имений во время национализации, а после Великой Отечественной войны расконсервированный музей получил ещё часть экспонатов из ведущих художественных галерей Санкт-Петербурга.

Лишь немногие из них участвовали ранее в выставке «Украинская живопись», где демонстрировались плоды трудов российских художников, родившихся на территории современной Украины, или путешествовали по другим галереям в рамках совместных вернисажных проектов. 

Идея собрать в одну экспозицию «бриллианты» музейного фонда среди алупкинских искусствоведов витала давно, не хватало концепции. Наконец, за дело взялась учёный секретарь Галина Филатова. И появилась стационарная выставка «Художественная галерея Воронцовского дворца». Она представляет собой не просто подборку лучших полотен из коллекции, но живописно-графический экскурс в историю зарождения и развития вплоть до середины прошлого века творчества учеников Санкт-Петербургской Академии художеств. В трёх залах галереи в хронологическом порядке расположились 103 экспоната пятидесяти авторов, достойные составить золотой фонд любого столичного музея. 

Экспозиция открывается первыми работами, написанными прославленными учениками петербургской академии в жанре портрета, и продолжается согласно принятым в академической живописи канонам. Портрет, пейзаж, античные и библейские сюжеты, составляющие основу русской академической школы, постепенно ведут зрителя к финалу экспозиции – от романтизма через классицизм в реализм. Традиционные для западноевропейской живописи восемнадцатого века (на которую тогда ориентировались российские мастера) жанры и стилистические приёмы сменяются уже явно отечественными художественными инновациями девятнадцатого века.

Каноничные портреты и мифологические сюжеты в России девятнадцатого века были щедро разбавлены пейзажами, жанр, который до сих пор вызывает восхищение и любовь как ценителя, так и, условно говоря, дилетанта – мало кто остаётся равнодушным к знакомым с начальной школы по репродукциям в учебниках «Утро в сосновом лесу» или «Грачи прилетели». Русская пейзажная живопись особенно бурно и разнообразно развивалась весь позапрошлый век. В Воронцовском дворце представлены работы мастеров этого направления, известных всему миру. 

Часть экспозиции «Художественной галереи Воронцовского дворца» составляют пейзажи, родные глазу каждого крымчанина. В их числе этюды с натуры Д. Кардовского и его ученика П. Шиллинговского, изображающие старинную Алупку. Не обошлось и без картин, авторов которых сложно не узнать или спутать с кем-то другим. Например, несколько морских пейзажей самого знаменитого отечественного мариниста И. Айвазовского с видами Ялты и горы Карадаг.

Такая выставка – явление действительно уникальное для нашей страны. Обычно даже в крупных художественных музеях на периферии найдётся едва ли десяток картин такого уровня. Появление в фонде даже единственного полотна В. Серова или А. Куинджи уже считается редкой удачей и большим событием и даёт право любому храму искусства открывать популярный сегодня экспозиционный жанр «выставка одной картины». Тем приятней знать, что в маленьком курортном крымском городке их более ста.

Сегодня принято предварительное решение считать выставку постоянной. Действительно, не для того эти уникальные произведения так долго участвовали в оформлении интерьеров бытовых экспозиций музея или томились в хранилище, чтобы вернуть их в забытьё. Сотрудники уверены, что «Художественная галерея Воронцовского дворца» станет прекрасным методическим пособием для школьников и искусствоведов Крыма.

Фото автора.