Эксперты «выйдут в поле»
Эксперты «выйдут в поле»
28 мая 2016 - 12:40
Эксперты «выйдут в поле» 28 мая 2016 - 12:40
Дарина Солнцева
Экспертный совет при главе республики проконтролирует ФЦП 
Напомним, что причиной разработки ФЦП для Крыма стал неутешительный результат экономического анализа, который подтвердил очевидные вещи, что основные социально-экономические показатели развития курорта не достигают среднероссийских значений.
Крупнейший проект ФЦП – Керченский мост. Фото: most.life

Как придать ускорение 

В результате для глубокой модернизации Крыма в Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развития РК и Севастополя до 2020 года» предусмотрели более 180 мероприятий до 2020 года на сумму порядка 680 млрд рублей из федерального бюджета. Первые победы Крыма налицо – это открытие энергомоста и активное строительство Керченского моста.

Понятно, что вся Россия ныне следит за реализацией этой программы и громкими скандалами, без которых не обходится этот процесс. Ещё в январе для придачи ускорения ФЦП Правительство РФ учредило дополнительный орган – автономную некоммерческую организацию «Дирекция по управлению федеральной целевой программой». Тем не менее существующие проблемные моменты и срыв сроков по некоторым мероприятиям ФЦП заставили сегодня «выйти в поле» и Экспертно-консультативный совет, созданный при главе республики Сергее Аксёнове. На этой неделе совет презентовал свой проект мониторинга реализации ФЦП. По мнению его участников, включение экспертного сообщества в процесс мониторинга федеральной целевой программы будет отличным инструментом для взаимодействия между крымскими и федеральными чиновниками.

«В тёмном лесе, в тёмном лесе..» 

Рабочая группа под руководством зампредседателя Экспертно-консультативного совета Александра Форманчука уже провела ряд заседаний. Из многочисленных объектов ФЦП эксперты начнут мониторинг с тех, от которых в первую очередь зависит понимание специфики и назначения программы. Это позволит крымчанам почувствовать преимущества реализации ФЦП.

Политолог Александр Форманчук:

– Важно правильно информировать общественность о ходе выполнения федеральной целевой программы. Речь идёт не только о средствах массовой информации. Должен быть анализ экспертного сообщества, который помог бы донести до крымчан всю ситуацию, связанную с реализацией ФЦП. Например, федеральная трасса «Таврида», строительство республиканского многоцелевого медицинского центра на основе больницы им. Семашко и ряд других. Надо на их примере грамотно выстроить экспертное и информационное сопровождение, чтобы крымчане чаще слышали словосочетание ФЦП. Не просто как какой-то «тёмный лес», а как систему реальных ожиданий, которые будут говорить о том, что Крым сегодня активно интегрируется в Россию и в перспективе от этой интеграции превратится в один из самых успешных и процветающих регионов Российской Федерации.

Среди многочисленных целей проекта, например, мониторинг «проблемных зон» ФЦП; экспертное содействие процессу реализации ФЦП; общественный контроль за эффективностью реализации программы; оценка эффективности взаимодействия органов власти, экспертного сообщества и бизнеса при реализации проектов ФЦП; и, что важно, – содействие СМИ в получении информации.

Эксперты, как они сами говорят, займутся мониторингом «проблемных зон». Промониторят генплан и схему территориального планирования Крыма, строительство транспортного перехода через Керченский пролив, реконструкцию объектов культурного наследия, инфраструктурные проекты, например, внедрение системы «Эра-Глонасс», проектирование и строительство инфраструктуры ЖКХ – очистных сооружений, мусороперерабатывающих мощностей и так далее.

Мониторинг «проблемных» зон, как догадывается читатель, это, в общем-то, полезно для поиска решений, но не всегда практических. Вспомним скандальную ситуацию со строительством автомобильных переходов к Керченскому мосту. Сейчас в прямом и в переносном смысле там всё дело в Следственном комитете РФ. Как объяснял Минтранс Крыма, следственные действия СК РФ затянулись, а до их завершения министерство не могло продолжить работу в этом направлении, даже заменив подрядчика.

По этому поводу в Экспертно-консультативном совете объясняют, мол, по его данным, строительство подходов уже идёт, работа начата. А Следственный комитет разбирается в предыдущей ситуации, связанной с подрядчиком, взявшимся за проектирование подходов.

Общий знаменатель 

Мы упомянули только часть направлений ФЦП, мониторинг которых будет закреплён отдельно за каждым членом экспертного совета. И первые результаты мониторинга – своеобразный «диагноз» – они планируют озвучить на ближайшем заседании экспертного совета уже в июне.

Справится ли с такой нагрузкой небольшой экспертный совет, мы поинтересовались самих экспертов.

Член Экспертно-консультативного совета при Главе Республики Крым Игорь Рябов:

– Мы не хотим брать на себя определённую работу, например, за чиновников делать экспертизу, в том числе документации по тендерам, по сделкам по реализации ФЦП. Наша задача – наладить экспертный контроль над «проблемными» зонами. Мы видим по темпам реализации ФЦП, сколько проблем испытывают чиновники. Не секрет, что ряд чиновников, в том числе в Крыму, достаточно медленно работают, не прилагают какие-то усилия по реализации своей части программы. Федеральные ведомства тоже, так сказать, раскачиваются второй с половиной год по многим проектам. Мы на это тоже будем обращать внимание. Потому что очень часто чиновники утыкаются в стену, и вместо того чтобы привлечь экспертов, обратить внимание общественности, они копят эти проблемы, что называется, под сукном. Мы все знаем, насколько сложно реализуется ФЦП, насколько сложно крымскую и российскую реальность свести под один знаменатель. Вот наша задача – вскрывать эти нарывы. А то в последнее время так получалось, что всё это в каком-то неправильном, негативном виде выплёскивалось на публику.

У семи нянек дитя без глаза?

Чтобы не подтверждать эту народную мудрость, крымские эксперты обсудили свою инициативу, в том числе с директором «Дирекции по управлению ФЦП» Андреем Никитченко.

Читатель может заподозрить, что крымский экспертный совет будет просто-напросто дублировать работу дирекции. Ведь в положении о «Дирекции по управлению ФЦП» говорится, что её задача – не только подготовка предложений по корректировке законов субъекта (Крыма), например, не отвечающих антикоррупционным требованиям. Но среди основных задач дирекции – создание эффективной системы мониторинга вплоть до проведения фото- и видеофиксации процесса реализации проектов ФЦП.

Будет ли отбирать «хлеб» дирекции (федерального уровня) Экспертный совет при Главе РК?

Игорь Рябов:

– Не будем, ведь все основные проекты ФЦП, которые вызывают беспокойство, задерживаются – это туристические кластеры, проектирование дорог, генпланы… К примеру, наш главный архитектор Крыма обещал в этом году, что проектировочные работы будут завершены, а мы пока не видим, как они идут. То есть все эти работы находятся в процессе проектировочной части. В этой ситуации мы должны говорить о задержках запланированных работ, и, что касается 2016 года, – это работы в первую очередь по проектированию объектов. То есть мы должны разобраться, что происходит. Нам известно, что сейчас «Дирекция по управлению ФЦП» готовит инвестиционные пакеты по развитию объектов ФЦП, с их стороны там уже есть ускорение деятельности, но они говорят, что наталкиваются на объективные трудности. Вот их мы и будем поднимать и озвучивать.