Дроны прилетели: Нужно ли регистрировать свой беспилотник
Дроны прилетели: Нужно ли регистрировать свой беспилотник
21 июля 2017 - 14:03
Дроны прилетели: Нужно ли регистрировать свой беспилотник 21 июля 2017 - 14:03
Регистрация беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) массой более 250 граммов, согласно поправкам в Воздушный кодекс России, законодательно введена с марта этого года. Обязательно ли крымчанам регистрировать дроны и какие правила использования беспилотников действуют в мире, узнавала «Крымская газета».
Фото: skymec.ru

Много шума из ничего

Поправки в Воздушный кодекс РФ вступили в силу 30 марта этого года и обязывали регистрировать все БПЛА массой от 250 граммов, включая игрушечные и самодельные летательные аппараты. Эта новость наделала немало шума, так как теперь регистрации подлежала не только профессиональная, но и любительская техника.

Пока точно не известно, кто будет регистрировать беспилотники. Возможно, регистрацией займётся государственное предприятие «ЗащитаИнфоТранс» совместно с Росавиацией. Предполагалось, что владелец БПЛА должен подать документы в Росавиацию и там получить лицензию. А в Росавиации должны были собирать сведения о владельце беспилотника и самом летательном аппарате (место, год выпуска, серийный номер, масса и так далее). Только после этого «ЗащитаИнфоТранс» могла устанавливать на БПЛА специальные опознавательные знаки – метки. Цену такой установки планировали сделать небольшой – около 300 рублей. Система меток позволяла бы считывать информацию о дроне на расстоянии до 300 метров. Предполагалось, что дрон нужно ставить на учёт в течение 10 дней с момента его ввоза в страну. Рассматривалась возможность подачи заявки на регистрацию в электронной форме. Заявитель по почте должен был получать опознавательный знак дрона и самостоятельно наносить его на беспилотник. За незарегистрированный дрон обещали карать штрафом. 

В Федеральном агентстве воздушного транспорта по Южному округу «Крымской газете» ответили, что регистрацией дронов сейчас не занимаются. И хотя нормативные документы на уровне государства приняты, пока ещё не уточнили, кто и каким образом будет это регулировать. 

Разрешение летать

Мартовские поправки в Воздушный кодекс России не имели под собой утверждённых подзаконных актов, которые устанавливали бы чёткую процедуру регистрации. Желавшие зарегистрировать свои БПЛА могли это сделать только на тестовой интернет-площадке «ЗащитаИнфоТранс».

Чтобы разрешить ситуацию, в начале текущего месяца Президент России Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в Воздушный кодекс. Теперь регистрация большинства беспилотников не обязательна. 

Владельцам дронов массой менее 30 килограммов можно вздохнуть с облегчением. Правило действует с 15 июля согласно поправкам, принятым Госдумой и одобренным Советом Федерации в конце прошлого месяца. 

Согласно оценкам экспертов, к 2035 году объём рынка беспилотников в мире составит более 200 миллиардов долларов. Уже через 20 лет в России, по прогнозам, появится около 100 тысяч беспилотников. Это 20% прогнозируемой доли рынка беспилотников в мире. 

Бизнес на крыльях

Многие крупные компании мира интересуются внедрением в свою деятельность дронов. Прежде всего это службы доставки, которым важно сократить время, за которое товар попадает от них к покупателю. Здесь дроны могут прийтись как раз кстати. С помощью беспилотников можно существенно сократить время доставки груза на отрезке от склада до покупателя, так как на склад товар попадает оптом, а оттуда к потребителю отправляется уже единично. 

Например, компания Amazon, продающая товары и услуги через Интернет, серьёзно заинтересована в использовании дронов. Она уже оформила патент на башню для парковки дронов, доставляющих грузы. В некоторых американских городах Amazon предложила доставку посылок за час. Осуществлять это планируют в том числе и при помощи дронов. 

Аналогичная компания Alibaba также хочет наладить быструю доставку посылок по всему миру. С помощью беспилотников к 2020 году компания рассчитывает доставлять посылки в любую точку земного шара всего за сутки. 

В нашей стране использование дронов в бизнесе носит экспериментальный характер. «Додо Пицца» проводила тестовые запуски дронов по доставке продуктов питания. Сбербанк также тестировал беспилотник-инкассатор. В Татарстане дрон доставил наличные из кассового аппарата, пролетев 10 километров со скоростью 180 км/ч.

Проблемы с законом

Даже крупные мировые компании, которые инвестируют немало денег в разработку беспилотников, не могут наладить регулярные поставки грузов с их помощью по одной простой причине: не развита законодательная база, которая чётко регулировала бы использование дронов не только в коммерческой деятельности, но и обычными гражданами для развлечения. Кроме того, дроны, которые используются сейчас, ограничены в дальности полёта и весе груза, который могут транспортировать.  

Правила и запреты

За последние годы дроны приобрели большую популярность в сфере развлечения как в нашей стране, так и во всем мире. 

Во многих европейских странах действует запрет на съёмку дронами большого скопления людей. Нельзя снимать в городах, рядом с железнодорожными вокзалами, аэропортами, военными объектами, правительственными учреждениями. Только на открытом и хорошо просматриваемом пространстве разрешён запуск дрона. Причём должно это происходить на расстоянии не меньше 150 метров от городской инфраструктуры. Это всё касается любительской съёмки, для коммерческой придётся покупать лицензию. Что касается минимальной массы беспилотника, при которой обязательна регистрация летательного аппарата, то в разных странах мира она разная.

Например, в Ирландии дроны подлежат обязательной регистрации с 2015 года. Касается это правило беспилотников массой больше килограмма. 

В Великобритании правило полёта беспилотников устанавливает гражданская авиация. Устройства весом меньше 20 килограммов регистрации не требуют. Беспилотник с фотокамерой не должен приближаться к людям, автомобилям, зданиям на расстояние меньше 50 метров. 

В Канаде контролем и регулированием вопросов, связанных с БПЛА, занимается Министерство транспорта. Регистрировать беспилотник не нужно, если он весит меньше 25 килограммов и не используется в коммерческих целях. 

А вот в США с 2015 года регистрации подлежат все беспилотники. За неисполнение грозит штраф. Регистрируют летательные аппараты на сайте. Стоимость такой процедуры невелика – около 300 рублей. Занимается вопросами регистрации Федеральное управление гражданской авиации. Строго запрещено использовать беспилотники возле заповедников и аэропортов.