Дорогу на Ай-Петри обезопасили, пока временно
Дорогу на Ай-Петри обезопасили, пока временно
02 июня 2020 - 10:40
Дорогу на Ай-Петри обезопасили, пока временно 02 июня 2020 - 10:40
Дарина Солнцева

 

Рабочие Ялтинского ДЭУ ГУП РК «Крымавтодор» укрепили одну из самых красивых и рискованных крымских горных дорог – на плато Ай-Петри.Но это мера временная…
Дорога на Ай-Петри не видела капремонта со времён Союза. Фото: krymavtodor.ru

Подлатали на сезон

В пресс-службе «Крымавтодора» уточнили, что дорожники со стороны Ялты укрепили обочины и засыпали образовавшиеся промоины для сохранности полотна и обеспечения безопасности дорожного движения.

Напомним, что шоссе идёт через местность, особо чтимую туристами за чудесные южнобережные виды – через Ялтинский горно-лесной природный заповедник. Дорога на Ай-Петри, несмотря на аварийность, популярна у курортников и крымчан в любой сезон. Но этот серпантин в горах периодически преподносит сюрпризы: обваливается, осыпается и прочее. И сегодня возникает вопрос: кто же будет капитально ремонтировать дорогу, если она находится в заповеднике, который стал недавно федеральным?

Директор ФГБУ «Объединённая дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» Андрей Бородин говорит:
– Да, это очень серьёзная проблема. На самом деле дорога вырезана из территории заповедника, соответственно, мы не несём никаких ни финансовых обременений, ни прав на это инженерно-техническое сооружение и не можем в том числе тратить средства на неё. Но я ставлю этот вопрос, поскольку понимаю, что это артерия, которая питает нас из города. Беспокоит её состояние, там не только камни (обваливаются. – Ред.), там само дорожное покрытие уже не отвечает никаким требованиям, в том числе ограждение, которое не позволяет, допустим, автомобилю упасть с этого серпантина. Оно тоже требует обновления и ремонта. Мы разговаривали по этому поводу с администрацией Ялты, нам обещали всяческое содействие. Нам главное результат, чтоб дорога была безопасная и хорошая. Что касается защитных сооружений от камнепадов, мы обратились в несколько фирм, которые нам готовят сейчас несколько коммерческих предложений, чтобы понимать цену вопроса, сколько на это потребуется денег. Будем их изыскивать разными способами как из бюджета, так и внебюджетных источников.

К слову, летом прошлого года Минтранс Крыма сообщил, что капитальный ремонт автодороги Бахчисарай – Ялта, ведущей на плато Ай-Петри, будет выполняться поэтапно и начнётся в 2020 году.

Министр транспорта Крыма Сергей Карпов прокомментировал это так:
– Ремонт дороги Бахчисарай – Ялта будет выполняться по частям. Участок до села Соколиного в ремонте у нас в 2020-2021 гг. Та часть дороги, которая идёт непосредственно через плато Ай-Петри, стоит на проектировании на 2020-2021 гг. с реализацией капитального ремонта в 2021-2022 гг.

Тогда же руководитель Службы автомобильных дорог Республики Крым Александр Нефёдов пояснил, что в программу на 2020 год планируется включить ремонт горной серпантинной дороги, ведущей от Соколиного на Ай-Петри и пролегающей по заповедным, особо охраняемым территориям. Этот проект станет наиболее уникальным и капиталоёмким, отметил Нефедов.

Хорошие новости

Уже в мае нынешнего года глава Крыма Сергей Аксёнов сообщил, что в Крыму будет расширен перечень объектов, входящих в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года». Как уточнил Сергей Аксёнов, в ходе обсуждения рабочих вопросов с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным договорились о выделении дополнительных средств из федерального бюджета и включении в ФЦП ряда дополнительных дорог. В этот перечень войдут дороги Белогорск – Приветное, Бахчисарай – Ялта через Ай-Петри и ремонт дороги Симферополь – Ялта.

Как понимает читатель, для Крыма и развития курорта это горное шоссе имеет особое значение. Каждый, побывавший на Южнобережье турист отправляется на Ай-Петри – это приключение и путешествие, о котором помнят всю жизнь. И приключение должно быть приятным.

С царским размахом

В этом году строительству дороги на Ай-Петри исполняется 155 лет. У неё своя интересная история. Дорогу Ялта - Ай-Петри - Бахчисарай прокладывали русские военно-сапёрные батальоны с 1865 года по 1894 год. В честь строителей установили Серебряную беседку.
Прокладка полноценного шоссе шла в неимоверно тяжёлых условиях сильно пересечённой местности – к середине 1880-х годов едва достигли водопада Учан-Су. Участок на подъёме к Ай-Петринской метеостанции, между 17-м и 22-м километрами, был особенно трудным – крутизна склонов достигает 60-80 градусов. На этом этапе подключилось Кавказское военно-топографическое депо. Производителем работ был инженер путей сообщения князь Дмитрий Александрович Мещерский, работал на завершающем, наиболее опасном отрезке пути сапёрно-строительный батальон под командованием инженер-полковника Ивана Степановича Шишко. С тех пор профиль шоссе не менялся: дорога была лишь немного расширена в 1912-1913 годах и в послевоенное время заасфальтирована. В послевоенные годы запустили маршрут автобуса Бахчисарай – Ялта через Ай-Петри, но в 1980-е годы в двух километрах выше Соколиного произошёл оползень, и самый живописный автобусный маршрут Крыма закрыли.

Теперь в снежные зимы дорогу для движения транспорта нередко закрывают со стороны Соколиного и от водопада Учан-Су. На опасный участок по пути на Ай-Петри со стороны Соколиного туристы всё равно часто заезжают на неприспособленном транспорте, что приводит к большим заторам на единственной дороге. Так, в 2018 году любители экстрима стали заложниками разбушевавшейся стихии и собственной беспечности. Автомобилистов, заблокированных лавиной на узкой дороге, пришлось вызволять спасателям.