Дорогие и без лицензий
Дорогие и без лицензий
11 апреля 2015 - 18:19
Дорогие и без лицензий 11 апреля 2015 - 18:19
Ольга Балабас

 

Обратят ли антимонопольщики внимание на расценки крымских автошкол?

Корреспондент «Газеты» выяснял, как выбрать легальную автошколу, а также сколько сегодня стоит в Крыму обучение вождению.

Проблема № 1 

Занявшись поисками авто­школы, корреспондент «Газеты» сделал для себя вывод: в этой сфере в республике всё критически запутано. Так, во многих автошколах Крыма честно признались, что лицензий у них нет (хотя она требуется по российскому законодательству), а имеется только некий сертификат украинского образца, на основании которого они и осуществляют свою деятельность. Вот, в частности, что нам сказали в Бахчисарайской автошколе 
ДОСААФ России:

– У нас единственная авто­школа, которая лицензирована, потому что ДОСААФ – общественно-государственная организация. Ни в какой другой школе вы лицензию не найдёте. Везде аккредитация МВД, то есть частным образом работают.

В другой автошколе (Крымский государственный автомобильный учебный комбинат) сообщили, что в России автошколы подчиняются Министерству образования, а орган, который выдаёт лицензии, только формируется. Поэтому и нет возможности получить документы.

Сотрудники крымского Министерства образования, науки и молодёжи, в свою очередь, пояснили, что их ведомство выдаёт лицензию на образовательную деятельность, но только через Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Именно сюда подаются документы в установленном законом порядке и именно здесь принимают решение: выдавать лицензию или не выдавать.

Министр образования, науки и молодёжи РК Наталья Гончарова:

– Автошколы, как любые организации, предоставляющие ту или иную образовательную деятельность, могут получить по своему желанию лицензию в Рособрнадзоре. Если они делают такую заявку, Рособрнадзор выходит и смотрит за соблюдением лицензионных условий. Саму деятельность авто­школ мы не контролируем, мы можем по заявлению автошколы рассмотреть выполнение лицензионных условий и выдать или не выдать им лицензию. Сегодня мы все работаем по старым лицензиям, согласно закону № 84‑ФЗ, до 1 сентября 2016 года.

То есть выходит, что лицензия у автошкол всё же должна быть? Помогли окончательно разобраться в этом вопросе специалисты крымского Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела. Они пояснили, что при Украине лицензий у автошкол не было, вместо этого была аккредитация. Сегодня крымские авто­школы работают по старым украинским документам. Тем же школам, где закончился срок их действия, нужно пройти полную перерегистрацию уже по российским законам и получить лицензию.

Выходит, крымские автошколы могут работать как по новым, так и по старым документам, лишь бы они были в порядке. Хотя и это порой не может уберечь граждан от различных афер. В одной из симферопольских автошкол месяца четыре назад руководство «странным образом» исчезло вместе с деньгами своих учащихся. Люди так и не смогли доучиться и получить водительские права, поскольку внесённых ранее 23 тысяч рублей оказалось недостаточно, людям предложили доплатить ещё, при этом о возврате денег не было и речи. В общем, история достаточно интересна для правоохранительных органов.

Проблема № 2 

С недавнего времени стоимость обучения автовождению в Крыму стала расти как на дрожжах: ещё полгода назад категория «В» стоила в Крыму порядка 16 тысяч рублей, а сейчас переваливает уже за 30 тысяч! И это ещё не предел, уверяют во многих крымских автошколах.

К примеру, две самые крупные автошколы Симферополя: Крымский государственный автомобильный учебный комбинат и ДОСААФ России с начала года уже не один раз повысили цены на свои услуги. И вновь заявили, что в настоящее время набирают новые группы уже по новым расценкам, более высоким.

Возможно, для других регионов России это нормальная ценовая политика. К примеру, в Мос­ковской области средняя зарплата составляет свыше 40 тысяч рублей, стоимость обучения в автошколе в среднем стоит столько же. А один индивидуальный урок вождения с инструктором – 700-800 рублей.

В Крыму средняя зарплата – порядка 14–15 тысяч рублей, при этом стоимость обучения вождению в некоторых автошколах догоняет московские расценки, а индивидуальный инструктор уже «догнал» – за подобные услуги в Крыму официально берут 700 руб­лей в час.

Нужно отметить, что цены в автошколах в разных регионах республики существенно колеблются. Так, например, в Бахчисарайском ДОСААФ России обучение стоит не более 23 тысяч (18 тысяч обучение плюс 120 литров бензина). А в ДОСААФ России по Симферополю те же услуги обходятся ученикам в 33 тысячи рублей. Отсюда возникает вопрос законности установления расценок автошколами.

В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы России ответили:

– Обращений по факту роста цен на территории Крыма на услуги по обучению вождению автомобиля в Крымское УФАС России не поступало. В случае поступления таких жалоб антимонопольным ведомством будет проводиться проверка на предмет сговора среди поставщиков таких услуг по соблюдению определённого уровня цен и их согласованному повышению.

В этой связи просим УФАС по РК и Севастополю принять нашу публикацию как официальную жалобу и провести соответствующую проверку на основании того, что картельный сговор (ограничивающее конкуренцию соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами) запрещён российским законодательством (ст. 11 закона «О защите конкуренции» 135‑ФЗ).

Важно

Чтобы не нарваться на мошенников 

Если есть сомнения при выборе автошколы, специалисты МРЭО советуют обращаться к ним для уточнения информации по той или иной автошколе, не было ли у них нареканий на её работу, «чистая» ли она.

Фото: Сергей ПЛЕХАНОВ