Дорога по Луне пролегла через Школьное
Дорога по Луне пролегла через Школьное
17 ноября 2020 - 08:03
Дорога по Луне пролегла через Школьное 17 ноября 2020 - 08:03

50 лет назад, 17 ноября 1970 года, аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, проложил по Луне первую в истории человечества «космическую колею».
historicaldis.ru
«Считать твёрдой»

Ничем не примечательный с виду посёлок Школьное недалеко от трассы Симферополь – Саки хорошо известен специалистам в области космонавтики. Здесь с 1958 года находился наземный измерительный пункт (НИП), откуда управляли первыми искусственными спутниками Земли, автоматическими станциями, летевшими к Луне, Венере, Марсу, полётами по программам «Союз – Аполлон» и «Буран». Но поистине легендарную известность в узких кругах получила программа, связанная с аппаратом «Луноход-1».

По всей видимости, Советский Союз имел большие виды на Луну, поэтому после полётов к ближайшей соседке Земли автоматических станций встал вопрос о необходимости исследования лунной поверхности на больших площадях. Идею использовать для этого самоходные исследовательские лаборатории первым высказал Сергей Королёв. Однако для успешного проведения операции было необходимо решить множество задач, неизвестных ни науке, ни практике.

Например, принципиально важно было определиться, каким образом будет передвигаться аппарат по поверхности Луны. Тут инженеры несколько растерялись, поскольку никто не знал, что из себя представляет лунный грунт. Например, одна из версий предполагала, что Луна покрыта многометровым слоем мягкой пыли. Чтобы разобраться с этим вопросом, Королёв привлёк к работе ряд научно-исследовательских организаций, занимавшихся изучением Луны, в частности, Крымскую астрофизическую обсерваторию. И в конечном итоге вынес знаменитый вердикт: «Луну считать твёрдой».

Внеземной трактор

Поначалу планировали сделать «внеземное транспортное средство» на гусеничном ходу. Работу поручили специализированному конструкторскому бюро, занимавшемуся танками. Однако позже от этой затеи отказались: если гусеница выйдёт из строя, ремонтировать её на Луне будет некому. Решили, что восемь колёс, каждое из которых вращает отдельный электромотор, будут гораздо надёжнее.

Далее встал вопрос обкатки. Чтобы проверить, как движется луноход по сложному рельефу, решили провести испытания на местности, смоделировав поверхность Луны на Земле. Специалисты изучили добытые автоматическими станциями образцы лунного грунта. Выяснилось, что его физико-механические свойства близки к пористым породам земного происхождения. Попросту говоря, поверхность Луны удивительно напоминала хорошо известный камень-ракушечник, запасами которого изобилуют окрестности Сак и Евпатории. Снарядили экспедицию в ближайший карьер и обустроили на территории НИП лунодром: убрали верхний слой почвы, выкопали несколько ям, насыпали холмы, выложили всю поверхность ракушечником и присыпали тырсой – каменными опилками и обломками различной величины, сформировав таким образом предполагаемые препятствия: подъёмы и спуски, кратеры и расщелины, камни и даже лунную пыль. Всё это для маскировки покрасили в тёмно-серый цвет.

Затем приступили к ходовым испытаниям «лунного трактора». В октябре 1967 года специалисты стали свидетелями необычного зрелища: транспортный макет лунохода – восьмиколёсная конструкция весом 770 килограммов (почти как «запорожец»!) – вполне успешно преодолевал «лунное бездорожье».

Ещё одна проблема была связана с человеческим фактором: ни одна земная специальность водителя, которого можно было бы переучить для управления луноходом, не подходила. Поэтому выбрали военных, не имеющих никакого опыта управления ни автомобилем, ни мотоциклом – чтобы опыт не был довлеющим при работе с луноходом.

Основная сложность управления заключалась в долгом прохождении сигнала. Машина чётко выполняла команды, однако все изменения движения аппарата по Луне происходили с поправкой на задержку, необходимую для прохождения сигнала до неё и обратно, что составляло от 10 до 24 секунд. Стало быть, водитель лунохода должен был предугадать нештатную ситуацию, спрогнозировать и оценить обстановку за 10-12 метров пути. Ошибся – считай, что загубил уникальный дорогущий аппарат.

Она наша!

17 ноября 1970 года, преодолев 400 тысяч км, на Луну опустилась советская межпланетная станция, и «Луноход-1» проложил по поверхности спутника Земли первую в истории человечества «космическую колею».

Аппарат оказался настолько надёжным, что вместо трёх расчётных месяцев исправно выполнял научную программу на Луне почти год. Практический опыт наземных тренировок позволил экипажу не только справиться со всеми трудностями, возникавшими при движении аппарата по Луне, но даже несколько «покреативить».

Поскольку экспедиция совпала с XXIV съездом КПСС, решили сделать подарок руководству страны и вывести на лунном грунте четыре римские цифры. Однако камеры показали нечто, похожее на нецензурное слово. Это хулиганство быстренько затёрли, но попытались повторить затею в честь Международного женского дня. Нарисовать луноходом восьмёрку оказалось несложно. Сделали небольшие фотоснимки и вручили сотрудницам вместе с весенними цветами.

Спустя три года, 16 января 1973 года, в Море Ясности начал работу «Луноход-2». Конструкция аппарата и общая схема были подобны его предшественнику, но бортовое оборудование существенно доработали и улучшили с учётом опыта первой экспедиции. В общей сложности обе машины проработали на лунной поверхности более года, преодолев около 48 километров. А потом ресурс их был исчерпан. Они по сей день стоят на Луне памятниками, олицетворяя революционный прорыв советской науки и техники в освоении космического пространства.

Кирилл БЕЛОЗЁРОВ.