Долой барьеры: как чувствуют себя в вузе особенные студенты
Долой барьеры: как чувствуют себя в вузе особенные студенты
26 октября 2021 - 09:02 Фото: пресс-служба КФУ
Долой барьеры: как чувствуют себя в вузе особенные студенты 26 октября 2021 - 09:02
Елена Озерян

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вузов России провели IV Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» с участием студентов с инвалидностью.

В этом году площадкой проведения очного этапа конкурса стала Гуманитарно-педагогическая академия КФУ имени В. И. Вернадского, которая находится в Ялте. В финале участвовали студенты 98 вузов из 66 городов России. О том, почему для столь масштабного мероприятия был выбран Крым, рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Института педагогики, психологии и инклюзивного образования ГПА КФУ им. В. И. Вернадского Елена Моцовкина.

– Основная цель конкурса – сформировать интерес студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к будущей профессии и развить условия для их трудоустройства и полной интеграции в общество. Конкурс основан в 2018 году. За три года на конкурс было подано 972 работы и 1256 человек в нём участвовали. В этом году подано 344 заявки с общим количеством участников 571 из 183 вузов и 108 городов России. Для участия в очном этапе, который проходит на нашей базе с 25 по 27 октября, отобраны 177 студенческих проектов и 310 участников, – говорит Елена Моцовкина.

Выбор Ялты как места проведения, возможно, связан и с тем, что это курортный город, где осенью, как правило, хорошая погода. К тому же одним из перспективных направлений РУМЦ КФУ является сопровождение студентов с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в условиях рекреации, использование климатотерапии и других возможностей крымских курортов. Сегодня крымский центр эффективно реализует идеи инклюзивного образования в регионе.

Для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в КФУ создаются условия для беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовые, туалеты и другие помещения организации. Наиболее доступны для молодёжи с инвалидностью и ОВЗ сегодня главный корпус КФУ и Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии. Для получения студентами с ОВЗ и инвалидами профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с их потребностями и возможностями на базе РУМЦ КФУ создан и функционирует Центр коллективного пользования специальными техническими средствами. Он оснащён специальным оборудованием для людей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. А в читальном зале гуманитарной литературы Научной библиотеки университета в Симферополе и в Гуманитарно-педагогической академии КФУ в Ялте оборудованы специальные оснащённые компьютерами рабочие места для студентов. Все структурные подразделения и филиалы университета имеют на автостоянках места для инвалидов, пандусы, кнопки вызова у входа.

– На конкурс «Профессиональное завтра» наши студенты подали 11 проектов по таким номинациям, как «Исследовательская работа», «Социальная реклама», «Моё полезное изобретение», «Профессиональный стартап молодёжи». Тематика работ разнообразная. Например, «Региональные особенности содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ», «Люди с неограниченными возможностями!», «Малые средства реабилитации с использованием 3D-моделирования и 3D-печати (на примере адаптивного захвата для открывания пластиковых бутылок)», «Доступный Крым», «Профессиональный стартап молодёжи» и другие, – сообщает Елена Моцовкина. – Все темы проектных работ направлены на формирование интереса к будущей профессии, расширение кругозора студентов с инвалидностью и ОВЗ в сфере выбранной профессиональной деятельности.

Студенческие отряды Крыма завершили очередной трудовой сезон >>