Дмитрий Щепетков: Главный козырь города сейчас – это транзитное расположение
Дмитрий Щепетков: Главный козырь города сейчас – это транзитное расположение
28 июля 2015 - 12:00
Дмитрий Щепетков: Главный козырь города сейчас – это транзитное расположение 28 июля 2015 - 12:00
Ирина Гуливатая

Глава горадминистрации Феодосии о правильных инвестициях, возрождении пассажирских катеров и трёх китах феодосийского туризма.
Дмитрий Щепетков, глава Феодосийской горадминистрации, уверен, что сейчас у Феодосии есть прекрасная возможность привлечь как можно больше отдыхающих. Однако постараться для этого нужно не только властям, но и самим горожанам.

– Дмитрий Сергеевич, вы по образованию медик, долгое время работали главврачом Феодосийской детской больницы. Каковы, на ваш взгляд, главные болезни Феодосии?

– Ну, я бы не стал называть это болезнями, скажем так, есть две большие группы вопросов. Первая – инфраструктурные вопросы. Город – это большой организм, где есть дороги, трубы, газоны. Но решать эти инфраструктурные проблемы нужно последовательно. В Феодосии, как нигде, сумасшедший износ сетей водоснабжения и канализации. И прежде всего нам нужно поменять магистральные сети, а потом уже делать всё остальное.

Второе – это инвестиции. Закрыть все вопросы города за счёт бюджета невозможно, хотя бы частично их нужно решать за счёт инвесторов. Есть лежащие на поверхности инвесторы – все хотят строить дома. Это понятный, быстрый бизнес: построили дома, продали квартиры – и всё. Конечно, нужно строить жильё, это крайне важно. Но всё же в первую очередь нас интересуют инвестиции в производство, в то, что создаёт рабочие места. Под это у нас запланирован индустриальный парк, который попал в федеральную целевую программу. И, конечно, строительство отелей. У нас очень мало коллективных средств размещения – в основном все работают в тени как мини-отели, которые по сути являются частными жилыми домами. Я понимаю, как непросто заниматься отельным бизнесом: строить отель – это «длинные» деньги. Но есть компромиссный вариант – это апарт-оте­ли: строится отель, апартаменты в нём продаются, и их потом можно сдавать. Если обычный жилой дом стоит на земле, за которую не платится арендная плата, то апарт-отель платит арендную плату в местный бюджет. Там работают горничные, охранники, садовники – то есть это рабочие места. Вот формат апарт-отелей мне кажется очень интересным для Крыма вообще и для нашего города в частности.

И ещё один проблемный, если хотите, больной момент. Очень важная и очень перспективная работа – это работа над сознанием наших горожан. Многие привыкли считать, что как бы мы себя ни вели, в Крым всё равно приедут. Отсюда хамство по отношению к отдыхающим, низкое качество услуг. Многие привыкли вести себя потребительски: территорию около своего дома, около своего торгового объекта человек почему-то не считает нужным сам привести в порядок. Да, нам сейчас предоставлена великолепная возможность, но она реализуется, только если мы будем пахать.

Чтобы закончить тематику болезней, скажу, что в Феодосии, как и в других городах полуострова, начата глобальная работа по расчистке пляжных, парковых зон. Мы переместили значительное количество торговых мест с набережной – стала совсем другая открытая набережная. Мы сейчас смотрим по Коктебелю, по Курортному, что нужно сносить, что убирать. Главное, что политическая воля у городской власти есть, а есть она потому, что мы себя чувствуем уверенно, мы здесь идём в русле инициативы, которую проводят власти Крыма. И для нас это крайне важно.

– Индустриальный парк в Феодосии будет построен благодаря тому, что она попала в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Крыма. Как удалось этого добиться? Какие предприятия разместят в Феодосийском индустриальном парке?

– Самым главным была подготовка документации. И документы свидетельствовали о том, что эту идею реально у нас воплотить. Потому что «Мы хотим это сделать» – этого мало. Под «хотим» нужно было подвести свободный земельный участок, у нас, кстати, потенциально подходящий участок был занят, но мы договорились с фирмой, которая им владела, и она написала отказ от земельного участка. Со всеми энергоснабжающими организациями мы проработали возможные точки подключения, где мы сможем завести мощности на технопарк. В результате появилась перспективная площадка. Сейчас она выглядит как голое поле, и профиль технопарка пока ещё не определён. Возможно, это будут сельхозпереработка и логистика: Феодосия – серьёзный транспортный узел, а сельское хозяйство Крыма начинает возрождаться. В любом случае мы будем рассматривать все предложения, другой вопрос, что должны быть соблюдены правила соседства: нельзя, скажем, химическое производство размещать рядом с пищевым. 

– Какие-то предложения уже были конкретные?

– По фармзаводу были предложения, по производству стройматериалов, по винодельческой промышленности – возможно, дадим площади под расширение заводам «Коктебель» и «Ореанда».

– Какова судьба многочисленных предприятий, работавших в городе в недалёком прошлом? Какие из них возрождаются? Какие навсегда ушли в небытие?

– По предприятиям говорить, что кто-то ушёл в прошлое, однозначно нельзя.

– То есть и табачная фабрика, и мясозавод, и молокозавод вновь заработают?

– Табачная фабрика работает, хотя в 2014-м был простой. Вообще, если мы говорим о предприятиях государственной формы собственности, то все они находятся в сфере ВПК, и, я уверен, все они будут работать. И это громадный задел по сравнению с другими городами Крыма: у нас есть возможность иметь круглогодичные рабочие места. И здесь у нас оптимистичные настроения, формируются портфели заказов, на завод «Море» сейчас вот буквально зашёл инвестор. Но если говорить о предприятиях, которые давно корпоратизированы – пивзавод, молокозавод, хлебозавод, то структура рынка настолько поменялась за эти годы… Я не верю в перспективу возрождения феодосийского молокозавода – покажите мне, где те миллионы тонн молока, которые нужно перерабатывать. В Крыму нужно развивать животноводство, но чтобы оно достигло тех объёмов, при которых понадобится в Феодосии мясокомбинат, – это маловероятно. Но при этом мы открыты – если придёт инвестор, которому это будет интересно, мы с радостью.

– Одними из главных предприятий Феодосии ещё недавно были нефтебаза и порт. Какова сейчас их судьба? Каковы перспективы?

– Эти объекты волнуют меня точно так же, как и всех феодосийцев. Они были бюджетообразующими предприятиями отрасли, помогали городу не только бюджетными отчислениями, но и давали сумасшедшие деньги на социалку – десятки миллионов рублей (это в эквиваленте). Сейчас эти предприятия продолжают работать, но объёмы перевалки грузов, нефти значительно отличаются от тех, что были раньше. А что касается перспектив, то их понимание находится за гранью моей информированности и моей компетенции. Понятно, что без груза, без потока нефти, без перевалки бензина перспектива этих предприятий туманна. Хотя если говорить о воле сохранить их – да, конечно же, мы очень бы хотели, чтобы порт и нефтебаза функционировали в полном объёме.

– Одной из давних проблем Феодосии является общественный транспорт – перевозчики то и дело отказываются возить льготных пассажиров, летом не хватает маршруток. Какая работа ведётся в этом направлении?

– У медали две стороны. Есть и наша правда как администрации: мы недовольны санитарным состоянием автобусов, внешним видом водителей и их стилем общения с пассажирами, мы не всегда довольны тем, как льготные категории граждан перевозят. Но есть и правда перевозчиков: тариф, который сейчас в Крыму, не всегда покрывает затраты и не позволяет перевозчику иметь резервный парк автотранспорта для перекрытия летнего сезона. В любом случае мы требуем от перевозчика качества, требуем работы по графику, но понимаем, что не всегда это реально. Кроме того, в Феодосии, как и во многих городах Крыма, сложилась ситуация, когда десятки лет работают одни и те же перевозчики, они уже считают, что это их частные маршруты. Поэтому задача городской власти – создать среди перевозчиков конкуренцию. Это первый аспект. А второй аспект – мы все помним, как в советские времена было развито прибрежное транспортное сообщение. Когда катера ходили из Феодосии на Золотой пляж и перевозили 10 тысяч человек за день. 8-12 катеров одновременно были на линии. В Приморский, Курортное, Коктебель рейсовые катера ходили по расписанию. И это было очень удобно, это было экологично. Сейчас в силу того, что не в лучшем положении порты, этому вопросу уделяется незаслуженно мало внимания. В Феодосии стоят на опорной стенке 3-4 катера, они могли бы ходить, но нужно вложить в них деньги, нужно отремонтировать причалы. И Феодосия выступит в этом вопросе забойщиком – перед правительством Крыма, перед Минтранспорта и Минтуризма будем поднимать вопрос о том, чтобы принять крымскую программу поддержки и развития малого судоходства.

– В Феодосии, как и во многих городах Крыма, не хватает детских садов. Однако при этом единственный частный детский сад власти собирались закрыть. Какова ситуация сегодня?

– В своё время, когда данный объект передавался в аренду под организацию детсада, ставилась задача, что туда должно ходить минимум 90 детей. Но те, кто занимался организацией данного детсада, нас не услышали. Город, в котором около 2000 детей стоит в очереди, не может себе позволить такие эксперименты. Наша задача – вернуть данный детсад городу, и мы уже выиграли суды по его возврату, сделаем там полноценный муниципальный детский сад. Хотя я сам обеими руками за частные детские сады, это начинание нужно поддерживать, но только в том случае, если те, кто организует этот бизнес, являются добропорядочными предпринимателями и работают в соответствии с российским законодательством. И в детский сад при этом ходит количество детей согласно расчётному, а не в пять раз меньше.

– Так сейчас этот детский сад как частный уже не работает?

– Думаю, что работает, но нелегально. Поскольку там нет аренды, он работает вне правового поля.

– Южный берег традиционно предпочитают восточному. Что делается, чтобы привлечь в Феодосию больше туристов? Каков потенциал города в этом отношении?

– Главный козырь города сейчас – это транзитное транспортное расположение: все, кто едет в Крым, едут через Феодосию. И пусть подавляющее большинство заранее определилось с местом отдыха, мы заинтересованы в том, чтобы человек хотя бы заехал. Мы поставили ряд рекламных конструкций, которые отражают наши ключевые точки: картинная галерея Айвазовского, генуэзская крепость, потухший вулкан Карадаг и Золотые ворота, феодосийский маяк на мысе Ильи (об этом объекте пока мало кто знает). Наша задача – затащить туриста к себе хотя бы на 2-3 часа. Чтобы он увидел город и в следующий раз захотел приехать именно к нам. 

Феодосия – это шесть посёлков и город. И каждый посёлок важно позиционировать по-своему. Береговое и Приморский – это песчаные пляжи, доступное жильё, невысокие цены, и это должна быть территория детского отдыха и отдыха пожилых людей. Коктебель – более дорогое, богемное место со своим имиджем, и тут ничего выдумывать не надо, нужно просто помочь посёлку. Курортное и Орджоникидзе – это два недораскрученных и недооценённых посёлка. Их нужно позиционировать как места для активного отдыха: рядом горы, возможность пешеходных и велосипедных прогулок. А Феодосия универсальна, и её главная фишка – культурно-историческая. Три кита, на которых должен базироваться туризм в Феодосии, – это погулять, посмотреть, поучаствовать.

Погулять – это пешеходные зоны, мы надеемся, что с каждым годом у нас их будет всё больше, например, уже разработана концепция Адмиральского бульвара, который выводит человека на смотровую площадку на горе Митридат. Работаем над развитием веломаршрутов в окрестностях города. Я сам увлечённый велосипедист, очень хорошо знаю окрестности и думаю, что с Феодосией трудно кому-то конкурировать по грунтовым велосипедным дорогам: Тепе-оба, выход на Орджоникидзе, на Тихую, на Двуякорную бухту.

Посмотреть – это архитектурный облик нашего города (пусть пока не всегда ухоженный, но он есть) и наши замечательные музеи. Картинная галерея, музей древностей и музей Грина – это уже давно сформировавшиеся столпы феодосийского музейного дела. Но мы планируем развивать и поддерживать частное музейное дело: у нас есть музей денег, дельтапланеризма и воздухоплавания, музей рыбы и рыболовства. Ещё два-три музея хотим открыть. 

Наконец, третий кит – поучаствовать – это любой интер­актив. В первую очередь наши фестивали, которые себя уже зарекомендовали: «Джаз Коктебель», «Барабулька», винный фестиваль, «Крымские авиационные игры», «Воздушное братство». И масса камерных небольших поэтических фестивалей. Недавно открыли сёрф-станцию, будем и это направление развивать.

– Как вы оцениваете нынешний курортный сезон?

– Он лучше прошлого, больше людей в гостиницах и на пляжах, но при этом в ресторанах и кабаках народа меньше, чем раньше. У людей приоритет начинает меняться – сейчас люди больше смотрят в сторону здорового образа жизни, более насыщенного отдыха в плане впечатлений, им интересно ездить, смотреть, развивать себя. И это очень отрадно.

– Возвращаясь к городской жизни, скажите, какие проблемы уже удалось преодолеть? Чем вы и ваша команда можете по праву гордиться?

– Самое главное наше достижение – это тот объём финансирования на город, который в рамках федеральных целевых программ нам удалось выбить и подтвердить официально: мы один из трёх городов Крыма, в котором будет создан индустриальный парк, мы один из 6 населённых пунктов Крыма, который попал в туристический кластер. Более миллиарда рублей выделено на индустриальный парк, порядка двух миллиардов – на туристический кластер Коктебель. Разрабатывается генплан города и, в частности, генплан Коктебеля. Кроме этого, предусмотрена масса мероприятий ФЦП по реконструкции и развитию детских садов, школ. Это наш самый главный задел на будущее. Ну и текущие проблемы: мы начали крайне последовательно менять ситуацию по зелёным зонам, по расчистке города. И нам удаётся пока держать город чистым, вывозить мусор, бороться эффективно с порывами водоснабжения. Это ежедневная рутина, от которой никуда не уйти: следить за тем, чтобы у людей была вода, свет, газ в квартирах, чтобы ремонтировали дороги, косили газоны. И мне кажется, что в этом направлении мы тоже работаем удовлетворительно.

Фото автора.