Директор Крымской филармонии Олеся Костенко: о концертах на Ай-Петри и выступлениях мировых звезд
Директор Крымской филармонии Олеся Костенко: о концертах на Ай-Петри и выступлениях мировых звезд
08 сентября 2017 - 12:20
Директор Крымской филармонии Олеся Костенко: о концертах на Ай-Петри и выступлениях мировых звезд 08 сентября 2017 - 12:20
Елена Киреева

Крымская государственная филармония не устаёт радовать слушателей выступлениями замечательных артистов и музыкантов. Приятно видеть, что многие иностранные исполнители, невзирая на санкции и политические препятствия, успешно выступают в республике. О том, как удаётся прорывать культурную блокаду, а также о новых проектах и успехах, «Крымская газета» спросила у генерального директора филармонии Олеси Костенко.
Фото: Лидия Ветхова

Миротворцы от культуры

– Олеся Владимировна, сегодня в Крыму с концертами выступает очень много иностранных исполнителей, насколько важно такое сотрудничество зарубежных музыкантов с Крымской государственной филармонией?

– Завершение летнего концертного сезона получилось достаточно ярким. У нас успешно прошёл I Международный Евразийский фестиваль высокой классики, в котором приняли участие иностранные солисты. Но такой опыт совместной работы для нас не первый. В прошлом абонементном сезоне Академического симфонического оркестра также выступали приглашённые музыканты, планируем и в новом сезоне радовать своего слушателя. Приглашённый музыкант, дирижёр, солист – это ведь новое дыхание, наполняющее лёгкие коллектива свежим воздухом. Они предлагают исполнять новые композиции, иногда даже малоизвестные у нас, как, например, это произошло с серией концертов «Дни Андалусии в Крыму». Слушатели покорены звучанием испанской классической музыки и композициями испанского дирижёра и композитора Юрия Чугуева. Приглашённый дирижёр даже за короткое время общения очень многое даёт коллективу. Где-то уходят шероховатости, которые раньше не замечались, где-то ставятся новые планки, до которых просто интересно дотянуться. Новая кровь – этим всё сказано. Я рада, что Крымская филармония не просто возрождает практику обмена, а и расширяет его географические границы.

– Таким образом филармония находится в авангарде культурной дипломатии?

– Приезд иностранных музыкантов важен не только для музыкального искусства и для Крымской филармонии, но и для всей республики. Мы горды, что у нас получается приглашать известных, именитых музыкантов, которые, поработав в Крыму, уезжают с приятным впечатлением от мирного неба, высокого уровня мастерства наших музыкантов, от радушного слушателя. Поэтому можно смело говорить о том, что Крымская филармония выполняет и миротворческую миссию. Через музыкальные проекты о полуострове всё больше узнают как о спокойном месте с высокой культурой, где хорошо насыщаться впечатлениями и творить. Мы всегда рады предложениям о подобном сотрудничестве. Такие проекты у нас в приоритете. Конечно, без финансовой поддержки их очень трудно реализовать, но мы не сидим на месте. Например, в этом году вы-играли грант на проведение I Международного Евразийского фестиваля высокой классики. Деньги не очень большие, но они позволили выплатить гонорары приезжим солистам, что подняло мероприятие на совершенно иную высоту.

– Концерты получились удивительными также благодаря своим невероятным сценическим площадкам – выступление во дворцах, Мраморной пещере…

– Аналоги в мире можно пересчитать по пальцам. Далеко не у каждого музыканта есть возможность работать на столь уникальных площадках. Когда родилась идея проведения этого фестиваля, мы принципиально не стали задействовать концертные залы. Визитные карточки Крыма должны были помочь не только популяризировать классическую музыку, но и показать уникальность региона. Конечно, это и выход из положения, ведь у филармонии нет акустического зала, но, видите, тем не менее мы не останавливаемся, не жалуемся, что нам негде работать, а ищем какие-то альтернативные площадки, которые, мне кажется, обречены на успех. Фестиваль показал, что мы на верном пути.

– Министерство культуры республики занимается решением этой проблемы, но с появлением концертного зала вы же не откажетесь от столь необычных площадок?

– Мы от них не откажемся и в скором времени будем анонсировать абонементы на летний сезон, в том числе появятся абонементы в Мраморную пещеру. Мы планируем набирать обороты, потому что есть мечта – провести один или, может быть, несколько концертов в гроте Шаляпина, но это очень сложный организационный процесс, ведь там подъезд только с моря. И в Ханском дворце планируем разнообразить своё присутствие. Думаем провести большой концерт симфонического оркестра на плато Ай-Петри, где тоже потрясающие виды. Работаем над тем, чтобы было больше интересных площадок, которые могли бы популяризировать не только классическую музыку, не только филармонию и её достижения, но и в общем Крым. Хочется познакомить как можно больше людей с нашими природными красотами, культурным достоянием и всё это обрамить в волшебной красоты музыкой.

– Как удаётся договариваться с иностранными исполнителями, кто делает первый шаг – филармония или сами музыканты?

– Получается по-разному, нет какого-то шаблона. В проведении Евразийского фестиваля инициаторами выступала Крымская филармония, и мы приглашали музыкантов. Что касается предстоящих концертов Дней Андалусии в Крыму, то здесь предложение сделал именно испанский дирижёр. Он приезжал с делегацией весной, и сказал, что ему крайне интересно поработать с крымскими музыкантами. В сентябре крымчан ждут три великолепных концерта с средиземноморским темпераментом и совершенно другим стилем управления оркестром. Дирижёр – это тот локомотив, за которым идут музыканты, он выбирает путь и финальную станцию.

– Любопытно, как вам удалось организовать концерты Сергея Мазаева, который выступит довольно в необычном образе?

– Абсолютно случайно. Просто подбирали формат афиши, и мне хотелось посмотреть варианты оформления, колористику и попала на афишу Мазаева «Классика без кодекса». Понимаю, что это музыкант с классическим академическим музыкальным образованием, что он кларнетист, играет на гобое, что у него есть своя программа. По Интернету связались с ними через официальный сайт, сообщили, что нам было бы очень интересно попробовать, потому что это совершенно другой опыт для нашего симфонического оркестра. Познакомилась с репертуаром – там будут динамические перипетии: начнётся с классической музыки, потом перейдёт в более лёгкий формат, а закончит артист своими роковыми вещами. Это будет интересно широкому кругу зрителей.

Задача, которая стоит сейчас перед филармонией, – заполнить нишу воспитательной работы, которая не проводилась несколько десятков лет. Мы потеряли много зрителей, очень мало молодёжи ходит. А ведь это же прекрасная музыка, люди устали от суррогата, который предлагает эстрада. Человек, который посетил концерт нашего оркестра, меняется, он обязательно придёт в следующий раз. А так мы даём более приемлемый формат сразу для новичка: на афише узнаваемый артист, придут его поклонники, и таким образом приобщение к классической музыке состоится быстрее. Я верю в такие проекты. Для нас это тяжело финансово, не буду скрывать, потому что мы сами оплачиваем гонорарную часть, перелёт, проживание, все технические, бытовые райдеры. На эстрадных концертах, это, как правило, окупается, а здесь есть сомнение. Но мы решили дерзнуть. Мы переживаем, держим кулаки, чтобы все билеты были проданы. Поэтому приходите на концерт, не пожалеете!

 

Творческий подход

– Какие необычные премьеры ожидают нас в ближайшем будущем?

– Есть ещё один большой проект – «Мир, поющий «Перезвоны», он диаметрально противоположный, то есть не мы принимаем, а наши артисты едут. Замечательный проект по своей масштабности, большое количество хоров будут участвовать в исполнении этой симфонии Валерия Гаврилина по произведению Василия Шукшина «Перезвоны». Художественный руководитель, идейный вдохновитель Игорь Михайлевский проводит мастер-классы в Европе, готовит хоры, а потом они прилетят на материк, сводный хор будет выступать на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова. Мы сшили костюмы, изготовили специальные сценические решения, хоровые станки. Проект будет продолжаться не один год. Сейчас была первая подготовительная стадия мастер-классов. Большое спасибо Арине Вадимовне (Новосельской — министр культуры РК. – Ред.) за то, что она поддержала проект, нам выделена субсидия на проведение этого мероприятия. Оно дорогостоящее – большое количество музыкантов нужно привести, организовать перелёт иностранцев, оплатить аренду площадок.

– А крымскому слушателю достанется немного «Перезвонов»?

– Конечно. Ведутся переговоры, не все иностранные делегации подтвердили свои намерения приехать, но кто-то обязательно выступит в Крыму. Для этого всё и делается! Потому что музыка вне политики, она вне времени, вне религиозных предпочтений, она то, что объединяет, то, что заставляет наши сердца биться в другом ритме.

– Легко ли работать с приглашёнными исполнителями, может у кого-то «звёздная болезнь» выявляется?

– За годы работы я не встречала ни одного музыканта, который вёл бы себя недостойно, наоборот, это, как правило, очень интеллигентные, воспитанные люди с высокой духовной организацией. Казалось бы, Мраморные пещеры – это же стресс не только для голосового аппарата, перепад температур, есть какие-то зоны риска, но ни у кого не возникало возражений. Потому что им самим было интересно поучаствовать в этом проекте. Никаких капризов не было. У нас 10 сентября будет концерт в Мраморных пещерах, к нам приезжает очень известный солист, который работает на уникальном инструменте – балалайка-контрабас, Михаил Дзюдзе. Он второй год приезжает в Крым. Когда я предложила ему выступить там, он ответил: «Обязательно, для меня это такой опыт, у меня будут такие впечатления!» Спросила, не переживает ли он за свой музыкальный инструмент, потому что он может пострадать. Он ответил, что всё рассчитает по минутам, но будет работать.

– Есть ли у музыкантов желание ещё раз вернуться с концертами в Крым?

– Все остались очень довольны, восторженные отзывы и о полуострове, и о крымчанах, и о радушии зрителей. Они поражены красотами, пейзажами. Море, горы, воздух – всё понравилось, и я надеюсь, что эта дружба будет на долгие годы.

– Думаю, что во многом это также заслуга сотрудников Крымской филармонии, которые радушно встречают своих гостей…

– Я всегда говорю, что успех не может прийти к одному человеку, всегда за любым успехом реализованного проекта стоит команда. И это правильно. У нас настолько слаженная команда! Для каждого из нас это любимая работа, собрались люди, которые болеют за результат, живут филармонией, стоят плечом к плечу. Каждый отвечает за своё направление, причём не так, что пришёл на работу с восьми до шести, галочку поставил. Нет, через себя пропускают. Очень здоровая атмосфера, творческая, но очень дружная, позитивная. Мы горим делом, идеями, проектами, поэтому у нас, наверное, что-то получается.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В TELEGRAM >>>