Девять мифов о работе головного мозга: правда и вымысел
Девять мифов о работе головного мозга: правда и вымысел
23 октября 2021 - 14:33 Фото: pixabay
Девять мифов о работе головного мозга: правда и вымысел 23 октября 2021 - 14:33
Анастасия Березовская

 

На этой неделе в мире отмечается Праздник разума. «Крымская газета» собрала популярные мифы о мозге и обратилась с просьбой подтвердить или опровергнуть их к доктору медицинских наук, профессору, декану второго медицинского факультета Медакадемии им. С. И. Георгиевского, главному внештатному неврологу Минздрава РК Ларисе Корсунской.

 

Миф 1. Активны только 10% нейронов

Да. Компенсаторные возможности мозга велики, потому что есть достаточно большое количество неактивных нейронов. У человека могут восстановиться потерянные функции, например, после инсульта. Если погибшие нейроны не выполняют свою функцию, то соседние могут включаться в активную деятельность и способствовать восстановлению той или иной потерянной функции. Это называется нейропластичностью.

Миф 2. У человека лучше развито одно полушарие мозга

Отчасти правда. Левое полушарие является доминантным у всех правшей и у 75% левшей, то есть почти у всего населения земного шара. Доминантное полушарие – это полушарие, в котором сконцентрированы наши основные когнитивные функции: речь, речевая память, счёт, чтение, узнавание, выполнение привычных движений.

Для человека не имеет значения, какое полушарие является доминантным. Это имеет значение только в том случае, если происходит какой-то патологический процесс. Например, инсульт или травма. В доминантном полушарии могут поражаться, к примеру, центры речи. А недоминантное полушарие в этой ситуации не ответит повреждением тех или иных функций.

Миф 3. Судоку и прочие головоломки позволяют отсрочить деменцию

Да. Чем активнее клетки мозга, чем больше связей нейронов возникает, тем лучше. Почему мы выполняем некоторые действия не задумываясь? Потому что у нас уже выстроена программа действий. Мы даём команду клеткам мозга выстраивать ту или иную электрическую цепочку. Как известно, деятельность клеток мозга – поляризация и деполяризация – это процесс электрического возбуждения и передачи импульса. И вот мы даём команду, например, идти домой, а в это время можем думать о любимом человеке, сочинять стихи и так далее.

Точно так же мы с вами не задумываемся, завязывая шнурки (ведь однажды научились этому), наливая воду в стакан, чистя зубы… Это всё уже сложившиеся цепочки. И чем больше их выстраивается в мозге, тем лучше, ведь вовлекается больше нервных клеток.

Доказано: если люди до старости занимаются активной умственной деятельностью, «чатятся» в Интернете, решают судоку, разгадывают кроссворды, много читают, ведут здоровый образ жизни, это очень хорошо влияет на умственные способности и их сохранение в пожилом возрасте.

Миф 4. Умеренный стресс хорошо влияет на мозг

Надо жить нормальной жизнью. А она подразумевает и приятности, и неприятности. Но глубокий стресс, развитие тревожного синдрома, депрессия – это всегда плохо. Когда человек впадает в депрессию, у него может развиться псевдодеменция, но она поддаётся коррекции.

Миф 5. Чаще всего при потере памяти человек забывает всё

Амнезия может распространяться на события, которые предшествовали травме или были сразу после неё. Обычно она крат­ковременна, не влияет на дальнейшее самочувствие человека. Все фильмы про амнезию в течение многих лет – художественный вымысел. А вот короткая амнезия типична для черепно-мозговой травмы.

Миф 6. Если ребёнок не заговорил до трёх лет, он умственно отсталый

Не только речь определяет умственные характеристики ребёнка. Некоторые дети начинают говорить раньше, некоторые позже. Это зависит от генетики, воспитания и среды. Иногда ребёнок попадает в среду, которая влияет на задержку речевой функции. Но из одной только оценки функции речи нельзя делать вывод о том, как умственно развивается ребёнок.

Миф 7. От размера мозга зависит то, насколько человек умён

Нет. Наш мозг в среднем весит 1450 граммов. Масса абсолютно не влияет на умственные способности.

Миф 8. Если слушать классическую музыку, можно повысить интеллект

Можно, потому что слушать хорошую музыку очень приятно. Если себя приучить к ней, она доставляет радость, удовольствие, даёт положительные эмоции. А любые положительные эмоции влияют хорошо на все наши функции, в том числе и когнитивные. Если человек любит классическую музыку – чудесно. Но если он получает удовольствие от джаза или рока, это тоже хорошо. Слушайте музыку, которая вам нравится.

Миф 9. С возрастом наши когнитивные способности снижаются

Да. После 50 лет начинается старение мозга. Это естественный процесс. Мозг, как и все остальные органы, является частью организма. Существует возрастное когнитивное снижение. Если мы хотим не быть
обузой для близких, наша задача – постараться сохранить здоровье: быть максимально активными, правильно питаться, много ходить пешком, следить за давлением, уровнем сахара в крови, работой внутренних органов, словом, вести здоровый образ жизни. В этом случае мы можем надолго сохранить мозг молодым.

COVID «ломает» мозг? >>