Декан истфака КФУ Герцен о «любви к отеческим гробам», скифском золоте и кадрах в сфере культуры

Декан истфака КФУ Герцен о «любви к отеческим гробам», скифском золоте и кадрах в сфере культуры

Декан истфака КФУ Герцен о «любви к отеческим гробам», скифском золоте и кадрах в сфере культуры
Фото: Михаил Гладчук

О «любви к отеческим гробам», скифском золоте и недостатках кадровой политики в сфере культуры мы поговорили с Александром Герценом, деканом исторического факультета КФУ имени В. И. Вернадского.

На трёх китах

– Гендиректор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский предложил создать Ассоциацию музеев Крыма для помощи в решении проблем, возникающих в сфере археологии и музейного дела на полуострове. На ваш взгляд, появление такой структуры назрело?

– Инициатива Михаила Пиотровского своевременна и актуальна. Поскольку на Крыме сегодня фокусируется международное внимание, в том числе и на сохранении его объектов историко-культурного наследия, начиная от единичных археологических находок и заканчивая масштабными историко-архитектурными комплексами. К тому же от их надлежащего состояния и сохранения во многом зависит развитие экономики нашего региона.

Конечно, это очень большой фронт работ, с которым с имеющейся в Крыму административно-управленческой структурой справиться крайне сложно, я бы даже сказал невозможно. До недавнего времени у нас был Комитет по охране культурного наследия, функции которого сегодня выполняет департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РК. Но министерство занимается чрезвычайно широким спектром вопросов, не соответствующим имеющимся у него ресурсам – финансовым и кадровым. К тому же эта структура вынуждена заниматься масштабной бюрократической работой, которая очень мало позволяет дотянуться до реальных проблем: выезжать на конкретные объекты, представляющие историко-культурное наследие, мониторить их состояние не раз в два-три года, а постоянно.

Без активного содействия со стороны подведомственных республиканскому Минкульту организаций, без чёткой обратной связи с ними трудно рассчитывать на существенное улучшение работы по сохранению историко-культурного наследия. Именно поэтому такие Ассоциации музеев существуют во многих странах. Они активно работают совместно с государственными структурами.

– То есть изобретать колесо не надо?

– Конечно. Обычно эти ассоциации включают в себя не только профильные учреждения, но и крупные организации, которые являются финансовыми спонсорами работ по сохранению культурного наследия. А это тоже очень важно, учитывая, что бюджет у нас всегда находится в напряжённом состоянии.

Но использование существующей на Западе системы поддержки и развития дела охраны памятников в наших условиях будет малоэффективным, если не задействовать такие мощные ресурсы, как профессиональные общественные организации и движения. Почему? Потому что сейчас я бы не назвал очень удачным ведение кадровой политики, когда происходит замена профессионалов на так называемых эффективных менеджеров, которые ведают исключительно вопросами финансов. Это особенно печально в отношении науки и культуры и негативно влияет на жизненно важные для нашей страны сферы. В частности, на гуманитарную, культурную, которые способствуют прежде всего «очеловечиванию» людей.

– Но сегодня большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения...

– И это радует. Но это невозможно без повышения общего уровня культуры в обществе, и в данном процессе огромное значение имеет, цитируя Пушкина, «любовь к отеческим гробам». Именно к тому культурно-историческому наследию, которое во многом «цементирует» нас как общество, как одну нацию в широком политическом смысле, составляя из её частей – народов и национальностей – единую, хотя и мозаичную картину.

Естественно, всё это происходит лишь при высоком уровне ответственности государственной политики. Но только государство не может брать на себя эту функцию и реализовывать эту сложную и очень трудную задачу. У нас есть общественные организации при госструктурах, к примеру, Общественная палата. Её роль в сохранении культурно-исторического наследия Крыма могла бы стать чрезвычайно важной. Это идея, вокруг которой она могла бы сплотить тех, кому небезразлична судьба крымских исторических, культурных, археологических памятников. С их помощью Ассоциации музеев Крыма, если она будет создана, будет гораздо легче наладить контакты с власть предержащими. Наверняка, если обратятся с таким предложением к нынешнему председателю Общественной палаты РК Александру Форманчуку, историку по образованию, он оценит это предложение по достоинству.

Хочу напомнить, что сегодня воссоздаётся общественная организация, которая существовала в Советском Союзе и была в то время очень заметной и деятельной. Это Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Его отделением в Крыму руководит Наталья Кармазина. Это ещё один «кит», который может поддержать создание Ассоциации музеев Крыма. И третий «кит» – общество «Знание», которое тоже активно возрождается.

– Есть ещё одна мощная организация, которая наверняка может подставить плечо Ассоциации музеев Крыма, – это отделение Русского географического общества в РК.

– Безусловно. В крымском отделении РГО я как раз заведую секцией археологии и этнографии.

Вожжи – у менеджеров

– Ваши коллеги-историки, руководители и сотрудники крымских музеев поддержат создание Ассоциации музеев?

– Думаю, в большинстве своём, да. Об этом говорят именно профессионалы. Видение своих задач у руководителей-менеджеров, которые в последние годы назначаются, как я уже говорил, в силу общей тенденции, очень сильно разнится с мнением специалистов. Но у менеджеров в руках есть очень мощный рычаг – финансирование. Это те самые «вожжи», которые даже самых, казалось бы, принципиальных и непримиримых заставляют, в общем-то, помалкивать. Не исключено, что, когда конкретно встанет вопрос о создании Ассоциации музеев, не все руководители-менеджеры будут от этого в восторге. Но я хочу сказать, что нынешний управленческий состав Министерства культуры РК как раз внушает очень большие надежды на лучшее.

– Но о необходимости такой ассоциации заявил очень уважаемый в нашей стране человек – Михаил Пиотровский. А ещё говорят, что под лежачий камень вода не течёт…

– Это все понимают, причём в очень серьёзных «верхах» тоже. К примеру, оказать содействие в этом вопросе могут заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Пётр Толстой, советник Президента Российской Федерации по вопросам культуры Владимир Толстой. Слава богу, что у нас есть «толстовцы» (улыбается). Ведь были времена, когда в правящих структурах культура не была на каких-то первостепенных позициях. Сейчас её значение как никогда растёт.

При отсутствии внятной идеологии, какая была, например, в СССР, именно культура, на мой взгляд, является некой объединяющей силой. Хорошо, что предложение о создании Ассоциации музеев Крыма исходит именно от такого авторитетного специалиста, как Михаил Пиотровский. Эрмитаж – это глыба, это мощь! Причём мощь не только культурная, но и финансовая тоже. Это очень узнаваемое независимое учреждение, действительно визитная карточка страны.

– По поручению президента на землях Министерства обороны, примыкающих к музею-заповеднику «Херсонес», будут строить историко-археологический парк. Нужен ли объект такого рода и Крыму?

– Создание этого историко–культурного парка неоднозначно воспринимается и в самом коллективе музея-заповедника, и за его пределами в общественной среде Севастополя. Очевидно, сложность состоит в том, что там действует не одно какое-то ведомство, а несколько значимых организаций, у которых цели несколько разнятся. И что будет на выходе, и в какой мере этот проект будет способствовать выполнению самой главной задачи – сохранению культурного наследия – покажет время.

Золото раздора

– Где сейчас экспонируются многочисленные археологические находки, обнаруженные на территории Крыма во время строительства трассы «Таврида», Мангупской экспедиции..?

– Артефакты, которые мы находим в ходе раскопок на Мангупе, сдаются в Бахчисарайский культурный заповедник. К сожалению, у него нет достаточных экспозиционных площадей, чтобы все их показать. Хотя, когда в 2017 году исполнилось 50 лет начала работы Мангупской археологической экспедиции нашего университета, такая выставка была организована, спасибо дирекции Центрального музея Тавриды, предоставившей соответствующие площади. Да, возможно, это был не очень массовый экспозиционный проект. Но и такие необходимо реализовывать, потому что культурное воспитание общества – достаточно долгий процесс, заниматься этой проблемой необходимо постоянно. В нынешнем году, который указом президента объявлен Годом культурного наследия народов России, тем более.

Что касается археологических находок последних пяти-шести лет на территории полуострова, насколько мне известно, они поступают в фонды крымских музеев. Очень показательна в этом плане выставка, которая была развёрнута в Херсонесском музее, где были продемонстрированы археологические материалы, полученные в результате раскопок в период строительства трассы «Таврида» вблизи села Фронтового Бахчисарайского района. Причём созданием этой выставки занимались не только специалисты Херсонеса, но и Института археологии РАН. В частности, ведущим экспозиционером была известный археолог Анна Мастыкова, глубоко понимающая значение этих прекрасных находок.

Богатые археологические материалы были найдены при новостроечных работах на территории Керченского полуострова. Правда, Керчь располагает меньшими экспозиционными возможностями для того, чтобы все их представить. В начале марта Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник проводит свою ежегодную военно-историческую конференцию, очень авторитетную. Мы надеемся, что её участникам покажут что-то новенькое.

– В заключение ещё один вопрос об экспонировании крымских артефактов. После злополучной истории с нашим скифским золотом не опасно ли теперь отправлять какие-либо экспонаты на выставки в зарубежные музеи?

– Ситуация со скифским золотом, действительно, стала звонкой пощёчиной – и политической, и нашим идеалам, и нашим представлениям о значении культуры и её высочайшей миссии. Коллекция скифского золота – это, можно сказать, последний реверанс перед европейским да и мировым сообществом. Те, кто в своё время готовил эту выставку, исходили из хороших побуждений, им хотелось представить наш полуостров в лучшем виде. Возможно, они не отошли от идей перестройки и представлений о Западе, как о высочайшем блюстителе культуры, свободном от всяких политических заморочек. Чёрта с два!

Кстати, очень показателен пример с ЮНЕСКО. Напомню, эта организация провозглашает свою аполитичность и готовность работать везде, где только возникает угроза культурному наследию. Однако после событий Крымской весны, когда можно было продолжать работу по включению в номинацию ЮНЕСКО наших памятников (там, кроме Херсонеса, был ещё ряд объектов), она первой пустилась в бегство, прервав все связи с нашими специалистами. Комментарии, как говорится, излишни.

Блиц-опрос

– Где вам хотелось бы жить на пенсии?

–Там, где и живу – в Крыму.

– На какие недостатки вы можете закрыть глаза?

– На физические.

– Кто для вас пример для подражания?

– Мои родители.

– Опишите себя тремя словами.

– Мог быть получше.

– Ваше слово-паразит?

– Не замечал, значит, не одно.

– За что вы можете забанить человека в соцсетях?

– Признаю только парную баню.

– Выигрывали ли вы в лотерею?

– В азартные игры с государством не играл.

– Для кого хотели бы попросить счастья?

– «…всем понемногу, и не забудь про меня» (Булат Окуджава).

– Где вы любите отдыхать?

– Дома.

– Как вы представляете себе идеальный день?

– Утро – день – вечер – спокойной ночи.

– Если бы вы могли есть только одно блюдо всю вашу жизнь, что бы это было?

– Мамины лепёшки, так мне казалось когда-то.


По теме