Цифровые школьники
Цифровые школьники
29 мая 2020 - 16:44
Цифровые школьники 29 мая 2020 - 16:44

 

Когда в России ввели всеобщий режим самоизоляции, миллионы школьников по всей стране экстренно перешли на дистанционное обучение. Большинство учебных заведений оказались не готовы к такому и испытанию, но получили ценный урок. «Крымская газета» побеседовала о плюсах и минусах дистанционного обучения с репетитором по математике Марией Калининой, которая проводит занятия с учениками как с глазу на глаз, так и дистанционно.
Фото: novayagazeta.ru

– Мария, общемировой тренд перехода на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса коснулся и России. Какие перспективы у онлайн-обучения в нашей стране?

– Перспективы хорошие, но чтобы всё работало как надо, необходимо приложить усилия. Если взглянуть на Европу, там почти в каждом образовательном учреждении разработаны и подготовлены онлайн-курсы и онлайн-платформы. У нас же это происходило в экстренном режиме. Ни школы, ни университеты в нашей стране к резкому переходу на онлайн-обучение оказались не готовы. Поэтому, если говорить о перспективах, нужно создать государственные программы, которые дадут возможность ученикам обучаться и получать знания.

– И всё же будущее за онлайн-образованием или классические школы ещё надолго удержат позиции?

– Оптимальным вариантом было бы совмещение и того, и другого. Я считаю, что дистанционное обучение – это не хорошо и не плохо, это современная тенденция. Нужно шагать в ногу со временем. Как известно, люди – существа социальные. Для нас обучение в офлайн-режиме – привычная вещь. Да, это удобно, но не нужно забывать, что есть нюансы. Например, для многих детей, которые живут в сельской местности, добраться до школы – целое дело. В этом случае наиболее удобный формат – обучение онлайн.

– Поголовный переход на дистанционное обучение, который случился в нашей стране в этом году, показал, что учебным заведениям нужно задуматься над новыми вызовами будущего.

– Да, это был толчок к тому, чтобы мы не останавливались на месте, чтобы мы задумались над эффективной подачей материала учениками, чтобы мы поняли: классическое обучение, которое было при Советском Союзе, в нынешних реалиях теряет свою эффективность. Учителя и родители всё чаще замечают, что внимание учеников сложно сконцентрировать на учебниках, если у ребят есть смартфон.

– При онлайн-обучении есть ряд преимуществ, но есть и недостатки. Чего больше?

– В продуманном онлайн-обучении однозначно больше преимуществ. Но если говорить о том, что произошло у нас – на ребят просто свалили пласт новой информации, дали домашние задания, и им пришлось самостоятельно разбирать новый материал – тут больше недостатков. При таком дистанционном обучении, какое сейчас у нас, однозначно упадёт уровень образования. Нет системы контроля. Ребята не думают, не решают задания самостоятельно, они ищут ответы в Интернете. А у учителя нет возможности проверить, решил ли ребёнок задачу сам или нашёл ответ.

– С какого возраста школьнику можно учиться онлайн?

– Смотря о каких занятиях идёт речь. Если мы говорим о школьных предметах, то я считаю, что класса до пятого нет смысла трогать школьников, потому что они ещё дети и им сложно сконцентрироваться на мониторе.

– Должны ли родители помогать школьником с домашней работой или лучше довериться репетитору?

– Занятие с репетитором – большой плюс не только для обычного школьника, но и для выпускника. Я провожу занятия как онлайн, так и с глазу на глаз. Прекрасно понимаю родителей, у которых свои заботы, но им подчас приходится помогать детям с домашней работой, тратить время на то, чтобы самим разобраться в школьной программе. Моё мнение – нужно провести чёткую границу: учителя и репетиторы учат детей, а родители любят. Тогда в семье не будет конфликтов.

– Многие школьники выпускных классов сейчас усиленно готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, дайте им несколько полезных советов, как сдать такой сложный предмет, как математика.

– Прежде всего не нужно рассчитывать, что школьная программа поможет сдать экзамены. Да, все задания экзаменов основаны на школьной теории, но они сформулированы иначе. Чтобы было легче понять, приведу такой пример: когда мы решаем одну и ту же задачу и она выглядит по-разному, нам кажется, что мы решаем две разные задачи. Если вы готовитесь к ОГЭ, то должны быть часы, которые вы посвящаете математике в школе, и отдельно – для подготовки к ОГЭ. Нужно искать в Интернете пробные варианты именно вашего года, пользоваться сборниками, видеоматериалами. Задания нужно решать и смотреть, в каких из них у вас проблемы. Затем разбираться в темах, с которыми возникли трудности. Помните, в 9-м классе важно заниматься домашними заданиями, чтобы был хороший балл в школе, и хорошо написать экзамен, потому как в аттестат идёт средняя арифметическая оценка. Если мы говорим про 11-й класс, про ЕГЭ, то тут я советую сконцентрироваться на экзамене, потому как при поступлении учитывается только балл за экзамен.