«Что я сделал для других?»
«Что я сделал для других?»
09 октября 2020 - 12:26
«Что я сделал для других?» 09 октября 2020 - 12:26

 

Понятие «социальное предпринимательство» на первый взгляд интуитивно понятное, но о его содержании российские эксперты спорили достаточно долго.

Только год назад, в июле 2019-го, законодатели поставили точку в дискуссии – был принят федеральный закон, который устанавливает критерии отнесения бизнесменов к социальным предпринимателям. Несмотря на это, как показывает практика, стать социальным предпринимателем сможет не каждый. О том, какими чертами характера и складом ума должен обладать человек, чтобы заниматься такой деятельностью, мы спросили у кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии ТА Крымского федерального университета Юлии Евдокимовой.

 

БИЗНЕС С ЖЕНСКИМ ЛИЦОМ?

– Так чем же социальное предпринимательство отличается от традиционного?

– Исходя из результатов исследований, которые проводятся в России в последние годы, можно сделать вывод, что социальное предпринимательство – это уникальная бизнес-модель, дающая прибыль не только в финансовом эквиваленте.

В первую очередь она направлена на увеличение социального блага. Как известно, понятие «человеческий капитал» появилось ещё во времена СССР, сегодня это базовая ценность для тех людей, которые занимаются социальным предпринимательством, а по сути, выполняют определённую важную социальную миссию. У социальных предпринимателей особое сознание – сознание сопричастности и социальной справедливости. Тем, кто занимается социальным предпринимательством, важно получать не только экономический, финансовый, а ещё в большей степени социальный эквивалент своей работы – «что я сделал для других». Потому что именно таким образом эти люди могут в полной мере самореализоваться. Это ключевой момент, отличающий социальное предпринимательство от просто предпринимательства. При этом успех предприятия во многом зависит от наличия у человека амбиций и желания изменить жизнь вокруг к лучшему.

– Какими видами деятельности занимаются крымские социальные предприниматели? Правда, что, как правило, это женский бизнес?

– В основном они работают в сфере социальных услуг, дополнительного образования, занимаются народными промыслами, оказывают помощь людям с ограниченными возможностями, пенсионерам. Действительно, существует стереотип, что у социального предпринимательства «женское лицо».

Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, мы проводили исследования. Как правило, базовыми ценностями для эффективных предпринимателей являются самореализация, семья и здоровье. Как ни странно, но даже самые успешные из них не ставят во главу угла как основную цель, ради которой они работают, исключительно финансы.

В то же время, например, семья является одной из базовых ценностей для 79% женщин-предпринимателей и только для 35% мужчин. И такая ценность, как самореализация и самоутверждение, у женщин-предпринимателей преобладает по сравнению с их коллегами мужчинами. Больше половины женщин-предпринимателей утверждают, что творческая реализация для них важнее карьеры. А в остальном, если говорить о социально-психологическом портрете людей, занимающихся социальным предпринимательством, каких-то особых отличий между мужчинами и женщинами практически не наблюдается.

Результаты исследований также подтверждают – стартовым механизмом запуска успешного бизнеса, как правило, являлась какая-то идея, которая очень часто носила социальный характер. И практически никогда только финансово-материальный эквивалент не является мотивацией, пусковым механизмом для старта успешного бизнес-проекта. Его социальная, общественно-полезная мотивация тоже играет немалую роль. Поэтому очень важна поддержка социального предпринимательства со стороны государства.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ НАЗЛО

– Хорошая мотивация действительно половина успеха в любом деле. Но, как утверждают многие бизнесмены, их деятельность – это постоянный бой с обстоятельствами, а часто и с самим собой. Особенно в нынешний непростой период. И если это социальное предпринимательство, то им ещё сложнее, например, помогать малообеспеченным людям, пенсионерам, инвалидам. До мотивации ли?

– Стресс, который испытывают сегодня многие из нас, социальные предприниматели в том числе, часто, что называется, подкашивает. И здесь очень важно получить своевременную профессиональную помощь, информационную поддержку. С этой целью, например, в Республике Крым в сентябре начали реализовывать проект для социальных предпринимателей «Социальные инновации». Это акселерационная программа обучения, которая организуется Фондом поддержки предпринимательства Крыма, Фондом социальных инвестиций (г. Москва) при участии Министерства экономического развития Республики Крым.

Федеральные эксперты и международные бизнес-тренеры бесплатно оказывают помощь крымским социальным предпринимателям в запуске своего бизнес-проекта на полную мощь, чтобы достойно представить его власти, спонсорам и инвесторам. Эта программа реализуется в Крыму впервые. Хотя с 2015 года уже более 5000 человек более чем из 20 регионов России успешно прошли такое обучение и создали собственный социально значимый
бизнес.

Одним из первых на крымскую акселерационную программу поддержки социального предпринимательства зарегистрировался очень талантливый художник по дереву Андрей Браилов, многие крымчане знают его уникальные работы. Он намерен создать многофункциональный центр, в котором будет обучать детей и взрослых работать с деревом, используя методы арт-терапии, а также организовывать выставки и концерты. Согласитесь, прекрасная идея!

– Опять же, как показывает опыт, предприниматели чаще всего считают помощью именно материальную, финансовую поддержку, например, от государства, а не обучение.

– Потребительская модель поведения свойственна, конечно, не только предпринимателям. Хотя именно образовательная помощь – это фундамент, на котором строится всё остальное. Что первое мы стремимся дать ребёнку (а бизнес-проект – тот же ребёнок)? Учим его читать, писать, считать, то есть даём ему образование, основу для его дальнейшей жизни.

Образовательные программы, на мой взгляд, – это инструмент, который даёт старт всему процессу, удочка, с помощью которой можно научить человека ловить рыбу, чтобы он не ждал, когда его кто-то накормит. Тем более участие в данной программе для предпринимателей бесплатное. А результатом обучения станет презентационная сессия, на которой участники смогут представить свои проекты представителям органов власти и бизнеса с целью привлечения партнёров, спонсоров и инвесторов.

МНЕНИЕ

Сергей ЛАПЕНКО, председатель Крымского республиканского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

– Закрепление в российском законодательстве понятия «социальное предпринимательство» открыло новые возможности и для бизнеса, и государства. Предприниматели получили доступ к рынку, годовой объём которого в масштабах страны составляет около 3 трлн рублей, бюджетные организации – право выбирать поставщика социальных услуг, что позволит значительно повысить их качество.

«ОПОРА РОССИИ» активно участвовала в подготовке проекта закона о социальном предпринимательстве. А по итогам участия в форуме «ОПОРЫ РОССИИ» «Малый бизнес – национальный проект» Президент России Владимир Владимирович Путин поручил правительству в кратчайшие сроки внести этот законопроект в Государственную Думу.

Сейчас в Крыму ведётся системная работа по популяризации социального предпринимательства, для этого в Фонде поддержки предпринимательства создан Центр инноваций социальной сферы, а в республиканском отделении «ОПОРЫ РОССИИ» – профильная комиссия, которые плодотворно сотрудничают. Все, кто готов попробовать себя в данном направлении бизнеса, могут обратиться в эти структуры и получить эффективную поддержку.