Что возили  по Чёрному морю пароходы РОПиТ
Что возили по Чёрному морю пароходы РОПиТ
06 августа 2018 - 17:40
Что возили по Чёрному морю пароходы РОПиТ 06 августа 2018 - 17:40
Ирина Гуливатая

 

3 августа 1856-го, 162 года назад, было основано Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) на Чёрном море – первое крупное капиталистическое предприятие на юге России. К концу XIX века РОПиТ стало главным игроком на рынке морской торговли на Чёрном море.

Эллинг в Севастополе

Главное управление РОПиТа находилось в Одессе, но в приморских городах полуострова работали его конторы и предприятия. Одним из важнейших вопросов, стоящих перед РОПиТом, был вопрос создания собственной судостроительной и судоремонтной базы. Правительство дало разрешение РОПиТу на безвозмездную аренду территории Лазаревского адмиралтейства в Севастополе с использованием имеющегося камня и фундамента для постройки мастерских. В начале 1861 года на площади Лазаревского адмиралтейства был построен Мортонов эллинг. В 1862-м на эллинге было отремонтировано 28 пароходов, в 1863-м – уже 40. А в 1869-м на Севастопольском заводе РОПиТ было построено первое стальное паровое судно – «Первенец».

Первый в Суэце

В ноябре 1869 года состоялось торжественное открытие Суэцкого канала. На этот праздник прибыли турецкие, французские, австрийские, итальянские, русские, шведские, датские, испанские фрегаты и яхты, почтовые и пассажирские пароходы. Были там и два парохода РОПиТ, на одном из которых, «Генерале Коцебу», среди почётных гостей находился Айвазовский. Кстати, «Генерал Коцебу» стал первым пароходом, вошедшим в Суэцкий канал. Айвазовскому было официально поручено запечатлеть на полотнах церемонию открытия и сам канал. Художник написал в путешествии несколько работ, посвящённых не только самому каналу, но и Египту в целом. 26 лет спустя, в 1895-м, «Генерал Коцебу» вышел из Севастополя в Одессу, но до порта назначения не дошёл. В тумане в него врезался военный пароход и судно затонуло.

Почтовая миссия

Русское общество пароходства и торговли сыграло особую роль в организации почтовой связи между Россией и Ближним Востоком. РОПиТ приняло на себя перевозку корреспонденции как из России в Константинополь и во все порты Востока, в которые заходят пароходы общества, так и из этих портов в Россию. Кроме писем, с пароходами можно было пересылать газеты, журналы, а также «прейскуранты, циркуляры и другие печатные объявления». При этом в договоре было сказано, что «в случае крушения парохода одной из главнейших забот капитана должно быть спасение почты». Поначалу к отправке принимались только простые письма и бандероли, со временем к ним добавились также заказные и денежные письма.

Плавучая выставка

«Наблюдая возрастающее с каждым годом тяготение русских торгово-промышленных фирм к рынкам Ближнего Востока, а также прогрессирующий интерес к нашим товарам со стороны Турции, Греции, Египта и славянских восточных стран, Русское общество пароходства и торговли задалось целью оказать посильное содействие более тесному сближению с названными странами и дать необходимый толчок широкому развитию отечественной экспортной торговли на Ближнем Востоке», – сообщало РОПиТ в начале ХХ века. Для этого оно организовало плавучую выставку предметов русского производства, разместив её на одном из своих лучших пароходов «Император Николай II». Товары на эту выставку представили более 130 фирм России. Перед отходом в порты Ближнего Востока выставка направилась в Ялту, где её посетил император, находившийся в Ливадии. После этого, в декабре 1910 года, выставочный пароход отправился на Ближний Восток. За два месяца он побывал в Варне, Бургасе, Константинополе, Салониках, Пирее, Александрии, Порт-Саиде, Яффе, Кайфе, Бейруте, Триполи, Мессине, Смирне, Дарданелле, Трапезунде – и везде его встречали с восторгом. В отчёте устроителей говорилось, что «успеху выставки в немалой степени способствовали военный и балалаечный оркестры, декоративное убранство в псевдорусском «сказочном» стиле и общая театрализованная обстановка».

В борьбе с конкурентами

РОПиТ начало свою работу 21 мая 1857 года с пятью пароходами. К 1910 году общество владело уже 76 судами. В 1871 году было открыто пароходное сообщение с Индией и Китаем, из которых шли поставки чая и хлопка. В Великобританию вывозили зерно и сельскохозяйственную продукцию юга России, а доставляли оттуда рельсы для строительства железных дорог.

Русское общество пароходства и торговли было крупнейшей, но не единственной судоходной компанией России, и у неё имелись конкуренты. «С восходом солнца за волнорезом появляются чёрные дымки пароходов, идущих в Феодосию со стороны Одессы. Иногда выйдешь на волнорез и становишься свидетелем пароходной гонки конкурирующих пароходных компаний. Идёт борьба за пассажиров, за грузы, кто скорее причалит, скорее отойдёт. Первое время побеждало Русское общество пароходов и торговли. Его быстроходные пароходы обгоняли суда и Азовского, и Российского обществ. Потом победителем стало выходить Российское общество, прикупившее себе новые быстроходные суда. Азовское общество не выдержало конкуренции и разорилось», – читаем в книге Ивана Саркизова-Серазини «Воспоминания о Феодосии».